15 лет назад в прямом эфире иностранных телекомпаний российские танки расстреливали российский парламент. Эти события вошли в историю как «конституционный кризис 1993 года». Политический конфликт президента России Бориса Ельцина и Верховного Совета привел к вооруженным столкновениям на улицах Москвы, в которых погибли, по официальным данным, 157 человек.
21 сентября 1993 года президент России Борис Ельцин издал указ № 1400 - о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов. В Доме Советов были отключены коммуникации, силы МВД начали его оцепление. Оборону Белого дома возглавили вице-президент Александр Руцкой и председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов. После столкновений демонстрантов с ОМОНом на московских улицах сторонники Верховного Совета взяли под контроль одно из зданий мэрии, а потом пытались проникнуть в здание телецентра в Останкино. Возле телецентра по ним был открыт огонь. 4 октября после Белый дом взяли войска, верные президенту Ельцину.
«Был расстрелян фактически самый демократический парламент, наверное, во всей российской истории, - вспоминает Руслан Хасбулатов. - На Западе, к сожалению, тогда расстрел поддержали, Ельцина поддержали, и приклеили ярлык нашему парламенту какой-то "красно-коричневый". Парламентарная демократия умерла. Она была расстреляна в 1993 году».
По своему видит ситуацию Сергей Филатов, в то время глава администрации президента Бориса Ельцина: «Когда Верховный Совет попытался использовать всю полноту власти у себя, то мы сразу увидели, что это путь тупиковый. Потому что он не даст возможности не только выйти из кризиса России, но и нормально развиваться. Когда начались реформы в 1992 году, то Хасбулатов первый выступил против этих реформ, и в последующем постоянно настраивал Верховный Совет. И сам Верховный Совет, в конечном итоге, Съезд народных депутатов выступили противниками тех реформ, которые начали проводить. Начались нападки на президента с тем, чтобы объявить ему импичмент. Тогда удалось выйти на референдум. Референдум показал, что полностью поддерживают и экономические реформы, и Ельцина, против того, чтобы переизбирать сейчас президента, но за то, чтобы досрочно назначить выборы Верховного Совета. Вот картинка какая была. Ельцин пошел на то, чтобы принять новую Конституцию, которая не дала бы возможности привести страну хотя бы к зачаткам гражданской войны».
«Если выбирать сторону в этом противостоянии, я не знаю ни одного приличного человека, который бы выбрал сторону Хасбулатова, - говорит Сергей Ковалев, в 1993 году - депутат Верховного Совета, председателя комитета по правам человека. - Когда дело повернулось уже к финалу противостояния, когда начались предвоенные насильственные действия, плавно перетекшие в военные, у меня было впечатление... Не знаю, я сейчас часто задумываюсь о том, что может быть оно было неверным, что у президента не находилось способов в зародыше пресечь гражданскую войну иных, чем он предпринял».
В ходе октябрьских событий 1993 года погибли, по официальным данным, 157 человек, перестала существовать система советов и радикально изменилась структура власти в России. В 1994 году арестованные участники октябрьских событий были амнистированы Государственной думой.