Ссылки для упрощенного доступа

Суд над Ярузельским: прокурор не верит генеральской тактике


В 1981 году генерал-коммунист обратился к нации «как солдат»
В 1981 году генерал-коммунист обратился к нации «как солдат»

В Польше продолжается судебный процесс по делу о введении военного положения в стране в 1981 году. Главный обвиняемый - бывший глава государства Войцех Ярузельский - начал давать показания. «Господин генерал, правда победит! Здоровья вам и выдержки!» Такими словами приветствовали генерала Войцеха Ярузельского сторонники, собравшиеся в зале суда. Это, видимо, придало сил 84-летнему бывшему первому секретарю ЦК Польской объединенной рабочей партии, премьер-министру и министру обороны ПНР, который выступил в суде с 4-часовой речью. Своей вины Войцех Ярузельский не признал.


«То драматическое решение было вызвано высшей необходимостью и спасло Польшу от огромной катастрофы». Под катастрофой Ярузельский имел в виду введение в Польшу для подавления массовых протестов, организованных профсоюзом «Солидарность» дополнительного контингента войск Варшавского Договора. «Нет сомнений, продолжил генерал, - что вооруженная интервенция или возможное внутреннее столкновение вызвали бы значительно более жесткие репрессии и страдания народа, чем то, что имело место во время военного положения».


Однако, по мнению обвинения, никакая интервенция Польше в то время не грозила. «Не было никаких обстоятельств, которые бы указывали на то, что Польше угрожает вооруженное вторжение войск стран Варшавского договора», - заявил прокурор Петр Пенток. Обвиняемым, а их 9 человек (среди них бывший министр внутренних дел генерал Чеслав Кищек, предшественник Ярузельского на посту первого секретаря ЦК ПОРП Станислав Каня), грозит до 10 лет тюремного заключения за руководство и участие в «вооруженной преступной группировке, которая была создана с целью совершения преступления».


В суде были и бывшие активисты «Солидарности», которые добивались того, чтобы независимый суд в свободной Польше, наконец, наказал виновных. «Я не вижу повода, почему люди, которые многие годы избегали правосудия, не должны теперь понести ответственности за содеянное», - сказал один из них. Адвокат подсудимых Марек Малецки назвал обвинение абсурдом, заявив, что выражение «преступная группировка» относится к мафии, а не к группе высших руководителей государства.


Военное положение было введено в Польше в ночь на 13 декабря 1981 года на фоне массовых протестов рабочих и активной деятельности 10-миллионного профсоюза «Солидарность». В результате введения военного положения были арестованы и интернированы тысячи оппозиционеров. Во время подавления акции протеста погибли около ста человек.


Об общественной дискуссии в Польше вокруг процесса над Войцехом Ярузельским и его соратниками размышляет варшавский журналист старшего поколения, заместитель главного редактора журнала «Новая Польша» Ежи Редлих.


- Конечно, интерес существует. Я бы не сказал, что очень большой. Когда вчера выступал Ярузельский, многие слушали его по радио, потому что была прямая трансляция, и по телевидению. В городе было довольно пусто, хотя это было сразу после полудня. Это была первая часть выступления. Продолжение будет в понедельник m - это вызовет больший еще интерес, потому что он более подробно будет объяснять свое мнение.


- Есть какая-то справедливость в его словах, что он пытался спасти Польшу от советской агрессии?


- Не совсем так. Я помню хорошо это время. И в 1980 году или в начале 1981-го, когда только развивались события, когда «Солидарность» приобретала все большую популярность, тогда можно было считаться с такой угрозой, с возможностью советской интервенции. Потом, ближе к концу 1981 года, это документально доказано, что уже советская власть, советское руководство не решилось бы на интервенцию в Польшу. Об этом свидетельствуют даже некоторые документы. Видно было, что нет желания. Несомненно, был нажим на Ярузельского, чтобы он внутренне, силами партии и армии, наверное, утихомирил «Солидарность». Поддержка для введения военного положения в Польше несомненно со стороны советских властей была.


- У Ярузельского достаточно противоречивая биография. Но похоже, что он патриот Польши, по-своему он достаточно последователен в своей позиции.


- У меня тоже есть довольно большая доля уважения к нему. Но тем не менее нужно видеть то, что было сделано. Не только то, что он ввел военное положение, но и то, что это военное положение задержало на многие годы развитие Польши… Если было бы какое-то соглашение с «Солидарностью», с этими демократическими силами, а не были бы они подавлены, можно было бы значительно быстрее и значительно больше сделать. Соглашение «круглого стола», которое было в 1989 году, могло быть и раньше. То, о чем он вчера говорил, что была угроза какой-то катастрофы в Польше из-за деятельности «Солидарности», это, конечно, ложь.


XS
SM
MD
LG