Судьба законопроекта оказалась под вопросом после того, как члены Палаты представителей во время первой попытки голосования неожиданно для многих отвергли его. Лишь после обвального падения курсов акций на Уолл-стрит, поставленного им в вину, законодатели одобрили новый билль.
РЕЦЕССИЮ УЖЕ НЕ ОСТАНОВИШЬ
Что конкретно предусмотрено в этом очень объемном документе? Этот вопрос адресован профессору экономики Михаилу Бернштаму.
- Прежде всего, надо иметь в виду, что это выстрел из двуствольного ружья: параллельно был принят закон, по которому Министерство финансов может решить проблему банкротства банков и финансовых учреждений, дать деньги на спасение финансовых учреждений. Одновременно с этим Федеральная резервная система обещает выпустить дополнительно 630 миллиардов долларов для решения проблемы ликвидности. По новому закону Министерство финансов может разместить 700 миллиардов долларов, путем аукционов выкупить на эту сумму из финансовых учреждений плохие активы, то есть заменить их на деньги, которые являются хорошими активами.
Но это сделано порционно: сначала разместят только 250 миллиардов долларов и будут смотреть, работает это или нет. То есть, на самом деле, даны обещания на 700 миллиардов, а сделана, в общем-то, пока довольно скромная субсидия.
И, во-вторых, что мудро, Министерство финансов вместо того, чтобы давать деньги банкам и финансовым учреждениям, может просто страховать их от банкротства, что не потребует денег налогоплательщиков, если банк выживет.
- Есть ли признаки того, что эти беспрецедентные меры могут сработать?
- Пока признаков нет, но говорить об этом рано. Пока есть признаки того, что все кредитные рынки полностью замерзли, потому что цена кредита очень и очень высока. Банки не могут получить кредит. Правительство Калифорнии - колоссального штата, колоссальной экономики - не может получить кредит. Бизнес испытывает очень большую трудность при размещении своих краткосрочных облигаций, для того чтобы получить оборотный капитал просто на выплату заработной платы. Предполагается, что эти меры плюс возможное снижение ставки разморозит кредит. Таково сейчас требование дня.
- И все это происходит на фоне резко ухудшающейся экономической ситуации.
- Совершенно верно, финансовый кризис перерастает в общеэкономическую рецессию. Все показали индексов будущего производства указывают, что рецессия уже началась, причем и в США, и в Европе.
- При этом эксперты сомневаются, что эти меры помогут оживить экономику.
- Эти меры помогут оживить экономику не сразу и уже не смогут предотвратить рецессию. Цель Министерства финансов США и Федеральной резервной системы в том, чтобы рецессия была короткой не такой глубокой.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МОМЕНТ
Экстренное одобрение беспрецедентного пакета стимулирования финансовой системы стало заметным политическим событием. Неожиданно сильным оказалось сопротивление этому законопроекту, вызванное тем, что, на взгляд многих американцев, правительство собиралось выкупить заигравшихся воротил с Уолл-стрит.
Почему конгрессмены сначала голосовали против «Плана Полсона», а через несколько дней – «за»? Объясняется ли это давлением со стороны президента США, который лично уговаривал некоторых из них изменить свое мнение? Или давлением со стороны партийного аппарата? Сыграло ли роль давление со стороны избирателей? Вот что думает об этом Лоуренс Маккуиллан, директор Центра «За предпринимательство» при исследовательском институте Pacific в Сан-Франциско:
- Большинство избирателей были сначала против плана, который они называли выкупом Уолл-стрит. Избиратели не хотели, чтобы их представители в Конгрессе проголосовали за поддержку Уолл-стрит деньгами налогоплательщиков. В итоге какое-то изменение в их настроении произошло, но незначительное. Главную роль сыграли, как мне думается, эксперты по экономике и деловые круги, которые сумели убедить законодателей в обеих палатах, что если законопроект не будет принят как можно быстрее, наступит экономическая катастрофа: кредитная система рухнет. К этому прибавились звонки от районных банков, от торговцев автомобилями, от владельцев как большого, так и малого бизнеса. Все это посыпалось на законодателей сразу после того, как план Полсона был отвергнут, и им пришлось изменить мнение.
- Как вы в целом оцениваете роль плана Полсона?
- Это, действительно, исторический момент. Решение выделить из казны 700 миллиардов долларов для спасения финансового сектора – первое такого рода со времен Второй мировой войны. Без этих 700 миллиардов мы бы в ближайшие дни увидели сотни, а то и тысячи банкротств предприятий и банков, стремительный рост безработицы и скатывание к депрессии типа той, что мы пережили в 30-х годах прошлого века. Возможно, правительство скоро попросит еще, и 700 миллиардов дойдут до одного или даже двух триллионов.
НА ПОЛЬЗУ ДЕМОКРАТАМ
Кто извлечет из голосования в Конгрессе наибольшую политическую выгоду? Некоторые политические обозреватели считают, что Барак Обама, поскольку, как показывают опросы общественного мнения, большинство американцев в вопросах экономики больше доверяют демократам, чем республиканцам. Если в ближайшие дни прекратится паника на финансовых рынках, это станет первым показателем успеха, считают эксперты.