Поскольку за последний год рейтинг сборной России существенно вырос, да и субъективное восприятие ее игры стало иным, нежели в прежние годы, спрос с Гууса Хиддинка и его подопечных сейчас самый высокий. Поэтому впадать в эйфорию, связанную с крупной победой над финской сборной, не стоит. В конце концов, это лишь один из шагов на пути к первенству мира 2010 года, и сделан он был в своеобразной, можно даже сказать, типичной для современной российской сборной манере.
Хозяева поля смогли контролировать ситуацию в течение большей части игрового времени, создать множество опасных моментов у ворот соперника, но категорически не справились с реализацией этих моментов. Конечно, для турнирной таблицы не слишком важно, кто забивает голы. И все же факт есть факт: лишь гол Андрея Аршавина стал проявлением индивидуального мастерства россиян в атаке.
С автоголами финнов дело обстоит несколько иначе, ибо, безусловно, это сборная России заставила их ошибаться, но сама она вновь проявила некоторую неуклюжесть у чужих ворот. Что, впрочем, неудивительно – так было и раньше, причем даже в лучших матчах нынешней команды Гууса Хиддинка моменты транжирились.
Однако победа есть победа, и достигнута она над одним из конкурентов в борьбе за путевку на чемпионат мира. О слагаемых российского успеха и неудачи своей команды рассуждает тренер сборной Финляндии Стюарт Бакстер:
«В первые 15 минут мы делали то, что должны были делать: хорошо играли в пас, использовали практически любую возможность для продвижения на половину поля соперника. Начало было многообещающим. Но затем стройность в наших рядах начала потихонечку исчезать, у нас больше не было свободных зон в атаке, и мы стали терять мяч. Нам еще до игры было известно, что российская сборная, возможно, одна из лучших в мире по переходу из обороны в атаку. Стали возникать неприятные моменты, игроки занервничали, что, в свою очередь, привело к тому, что они еще чаще стали терять мяч. Мы не могли позволить себе раскрыться, поскольку опасались контратакующих действий соперника.
Россияне же тем времени демонстрировали с нарастающей силой, насколько важна для них эта игра. Они стремились к победе отчаянно, и, кроме того, у них очень хорошая команда. На мой взгляд, нам немного не повезло в том, какие именно голы влетели в сетку наших ворот. Я бы предпочел, чтобы россияне использовали свои моменты, а не мои подопечные забивали автоголы.
Попытки повлиять на ход встречи заменами оказались тщетными – эффекта не было. Мы стремились к счету 1:1 – получили 2:0, хотели сократить разрыв – счет стал крупным. Не удалось нам вернуть нити игры в свои руки. Но я должен поздравить российскую команду с замечательной игрой. Ну а мы, надеюсь, по ходу долгой турнирной борьбы, сможем вновь ощутить себя в своей тарелке».
Нельзя не согласиться со Стюартом Бакстером: его команда контролировала ход встречи лишь в начале, когда россияне немного волновались, да в конце, - когда счет уже был крупным, а на поле появился лучший игрок в истории финского футбола – Яри Литманен. Не жалеет ли Бакстер о том, что выпустил этого мастера так поздно?
«Видите ли, если выставлять Яри на поле в стартовом составе, у вас будут проблемы. Его способности к игре в обороне ограничены. Нужно либо ставить его позади одного нападающего, либо позади двух. Мы так играли дома в последнем матче. Но с Россией так нельзя, она очень быстро может ответить. Да, Яри - это тот человек, который умеет отдавать прекрасные передачи, но когда он вошел в игру, важнее было не это, а его опыт. Также на поле в это время находился Тему Тайнио. Возможно, поэтому, а возможно потому, что соперник вел в счете с запасом и не так прессинговал нас, у Яри все получалось».
А вот что думает Стюарт Бакстер о сильных сторонах сборной России:
«Я думаю, сила российской сборной вот в чем. Мы не хотели играть осторожно, да, полагаю, нам и не нужно было играть осторожно, но нас вынудили соперники. А ведь психологическое давление оказывалось как раз на хозяев, а не на нас! Я хотел, чтобы мои подопечные действовали более раскрепощено, более агрессивно, в более атакующем ключе. К примеру, чтобы крайние защитники чаще подключались к атакам. Но россияне предложили такой темп, что мы начали ошибаться в передачах и действовать более осторожно. У нас больше не было возможности вести свою игру. Россияне очень здорово отбирают мяч и совершают свои маневры на высокой скорости. И как только твоя команда, образно выражаясь, садится в оборону, их защитники выдвигаются на твою половину поля. Что весьма важно, учитывая то, как они контролируют мяч.
Мы в этом компоненте были гораздо слабее, чем обычно. Возможно, дело в нервах, возможно, в нарушенной стройности построений, возможно – в силе оппонента. Все это значит, что мы не сыграли в привычный нам футбол. И это как раз огорчает: ведь проиграть в Москве не позорно, но я хотел, чтобы люди в Москве увидели уровень нашей команды. Возможно, дело в том, что некоторым футболистам не хватило опыта».
Итак, то, чего, по мнению, Стюарта Бакстера, не хватило финнам, судя по всему, уже есть у россиян. Осталось лишь подкорректировать качество игры в атаке, точнее в ее завершающей стадии.