Марина Тимашева: В Москве прошел третий фестиваль американского кино «Новые образы Америки». Главной темой Амфеста в этом году стало авторское кино. На фестивале были представлены уникальные фильмы, многие из которых в России больше нигде не увидишь. Передам слово Василию Львову.
Василий Львов: Программа Амфеста традиционно была разделена на четыре рубрики: независимое кино «Индивид», «Гала-премьеры», «Классика Голливуда» и документальное кино «Экран.док». В рубрике «Индивид» впервые в России были показаны независимые фильмы в жанре Mumblecore (на русский это можно перевести как «бубнёж», «бормотание»). Как правило, в них изображены бытовые ситуации из жизни подростков, которые все время невнятно о чем-то говорят друг с другом, откуда и идет название.
Рубрика «Гала-премьеры» была представлена двумя кинолентами: «Красный пояс» и «Добро пожаловать в Лэйквью». «Красный пояс» - работа знаменитого режиссера и сценариста Дэвида Мамета. Фильм объединяет традиции гангстерского кино и кино о восточных единоборствах.
«Добро пожаловать в Лэйквью» режиссера Нила Лабьюта был одним из первых фильмов, показанных на фестивале, и заслуживает внимания. Сюжет. Молодые супруги, Крис и Лиза, купили дом своей мечты в Лэйквью, штат Калифорния. Их соседом становится полицейский Эйбел, и всё бы было хорошо, если бы он не считал брак между чернокожей Лизой и белым Крисом ненормальным. Эйбел не дает супругам спокойно жить. Он хочет, чтобы они уехали. Между соседями начинается «холодная война», которая заканчивается открытым столкновением. Примечательно, что полицейский-расист не белый, но афро-американец (его очень убедительно играет Сэмюэл Л. Джексон). Жаловаться на полицейского, который их терроризирует, молодые супруги считают бесполезным. Более того, Крис, недавно выпустившийся из Беркли, не способен противостоять такому человеку, как Эйбел, который вырос на улицах среди преступников.
В начале фильма Эйбел кажется пусть резким, но образцовым полицейским и гражданином. Его образ неоднозначен. Тиранит собственных детей, подавляет их решительно во всём, но в то же время воспитывает их один, без матери, и всячески оберегает; строгий коп, применяющий по отношению к преступникам их же методы, он вместе с тем охраняет правопорядок, а по утрам неизменно читает молитву. Однако, по мере развития действия, образ становится всё более и более прямолинейным.
В финале торжествует справедливость. Плохого полицейского убивают свои же. Негодующий зритель удовлетворен, но happy end кажется не совсем правдоподобным. Полицейские, расправившиеся со злодеем, выступают как deus ex machina (бог из машины). Так было в античной драме, когда на сцену, с помощью специального механизма, спускался актер в образе бога, чтобы разрешить неразрешимое для людей противоречие.
В последней сцене фильма звучит, пожалуй, главное его послание: пройдя все испытания, белый мужчина и чернокожая женщина остаются вместе, их любовь становится еще сильнее. Несмотря на счастливый конец, бытовой расизм в фильме остается не преодоленным. Так, отец Лизы, который дважды появляется в фильме, безо всякой симпатии относится к белому мужу дочери, а в эпизоде с новосельем у молодоженов приятель говорит Крису, что тоже хотел бы «подцепить чёрненькую».
В рубрике «Классика Голливуда» на Амфесте показали фильм режиссера Абрахама Полонски «Силы зла», считающийся вершиной жанра «черного фильма», но известный лишь в узких кругах. Также в рубрике была представлена ретроспектива фильмов сценариста и режиссера Майкла Толкина, в частности, знаменитый фильм «Игрок», снятый по его сценарию.
Майкл Толкин, приехавший в Москву, сам его представлял, после чего ответил на вопросы зрителей:
Майкл Толкин: «Роман « Игрок» я написал, потому что мне надоел Голливуд, и я решил его покинуть».
Василий Львов: Не так давно роман Майкла Толкина был переведен на русский язык. В «Игроке» показана подноготная голливудского кинопроизводства, в котором сценарист полностью зависит от продюсера, подчиняющего искусство законам рынка. Но сегодня, когда снять собственный фильм может каждый, всё изменилось. Если преимущества авторского кино очевидны, то каковы преимущества мейнстрима? На мой вопрос Майкл Толкин ответил:
Майкл Толкин: Профессионализм, качество, производство, деньги… Думаю, что творческое преимущество независимого кино в том, что оно ваше и вы можете делать то, чего хотите. Я работал в фильмах с большим и малым бюджетом, и если вы хотите, чтобы комета врезалась в землю, будет дорогое кино. А, когда вы хотите, чтобы муж и жена сражались друг с другом или потеряли свои деньги, как в фильме «Новое время», представленном здесь, будет скромное кино. Иногда, по финансовым соображениям, лучше сделать независимое кино. Если вы знаете, что ваш фильм не окупится, сделайте его низкобюджетным. А если вам нужно снять фильм, который, как вы думаете, будет коммерчески успешным и ему нужен большой бюджет, тогда вам надо делать его вместе со студией.
Василий Львов: Одна из самых ценных рубрик фестиваля называется «Экран.док». Многие фильмы, предложенные в ней зрителям, в России больше нигде нельзя увидеть. Фильм «Вербовщик» рассказывает об одном из самых успешных вербовщиков для армии США; лента «Мой малыш смог бы это нарисовать» - про четырехлетнюю девочку, картины которой оценивали наравне с картинами Кандинского; «Орден мифов» - о «цветном барьере» между белым и черным населением; «Шестичасовые новости» - о том, как люди воспринимают все те ужасы, которые слышат по телевидению. Фильмы этой рубрики составили около половины всех показанных на Амфесте. Документальные фильмы представляли сами режиссеры, Росс Макэлви - знаменитый «Марш Шермана», а Эй-Джей Шнэк - фильм о Курте Кобейне, основанный на ранее не известных интервью музыканта.
Марина Тимашева: Василий Львов рассказывал о программе фестиваля американского кино. А я добавлю, что в российский прокат скоро выйдет фильм Клинта Иствуда «Подмена».