Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева.
Сергей Тарасов: В этот осенний призыв в вооруженные силы России планируют призвать 219 тысяч человек. Одну десятую из этого числа (258 человек) составят альтернативщики. Это уже 10-я призывная компания, в ходе которой призывники имею право на альтернативную гражданскую службу. Работодатели заинтересованы в приеме их на работу, утверждают в федеральном ведомстве по труду и занятости населения, однако число желающих заменить срочную службу на альтернативную невелико. Главные причины: большой срок прохождения АГС, низкие зарплаты и отсутствие условий для проживания, считают эксперты.
Ольга Вахоничева: «Альтернативная служба состоялась» - такой вывод после пяти лет действия федерального закона об альтернативной гражданской службе сделал руководитель Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций. В осенний призыв на АГС - так сокращенно называют альтернативную службу - будут призваны 258 человек. Похоже, все они будут нарасхват, так как число заявок от предприятий, готовых трудоустроить призывников значительно больше. Роструду уже предложено более 9 тысяч вакансий для альтернативщиков.
Юрий Герций: Что я должен сказать по тем ребятам, которые проходят службу. В целом они проходят очень ответственно, очень серьезно альтернативную гражданскую службу, и мы в этом убеждаемся, когда работаем непосредственно в регионах. Потому что за нашей службой еще имеется функция, которая связана с контролем за тем, как организована служба, то есть как работодатель выполняет те договорные обязательства, которые он заключил с работником, и как в целом выполняется федеральный закон с точки зрения создания всех необходимых условий. Необходим отметить, что серьезных нареканий мы со стоны наших ребят, которые пошли на альтернативную службу, не имеем. Иногда, правда, поступают жалобы, чаще всего они не обоснованы, не подтвержденные, а в целом чтобы я сказал, что какие-то отклонения есть с точки зрения режима работы, их очень мало. Это факт, что альтернативная гражданская служба как вид трудовой деятельности создана в Российской Федерации, она существует, и она имеет право на то, чтобы эти полномочия были реализованы.
Ольга Вахоничева: Федеральный закон об альтернативной гражданской службе несовершенен, убеждена ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова. Нет, к примеру, механизма досрочного освобождения от АГС в случае болезни. И это не все недостатки закона, принятого в рамках военной реформы.
Валентина Мельникова: Вначале проблемой было доказать товарищам из призывной комиссии, что у молодого человека есть убеждения. Сейчас препятствия, в общем, я бы сказала, экономического характера. Потому что по закону ребят, которые должны проходить альтернативную службу, отправляют далеко от дома, а там работодатели не могут предоставить им нормальных бытовых условий. У них нет жилья, их редко где обеспечивают питанием, а зарплата, естественно, маленькая, потому что, опять же по тому же закону, они могут занимать только низкооплачиваемые, неквалифицированные должности. В таких чудовищных условиях человек не может пребывать, если ему не помогать деньгами. Все-таки труд несвободный. Пять лет мои коллеги пытаются уговорить наших законодателей улучшить закон – это не получается. И не получится. Никто ничего менять не будет, потому что исходная позиция военных и депутатов идеологическая: ах, они не хотят идти в воинскую часть – пускай им будет хуже, чем в тюрьме.
Ольга Вахоничева: По словам руководителя Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герция, сейчас в Государственной Думе лежат поправки в закон об альтернативной гражданской службе. Одна из них – право ребят проходить ее по месту постоянного жительства.