Совет Европейской партии либеральных демократов и реформаторов на заседании в Стокгольме принял решение принять Российский народно-демократический союз во главе с Михаилом Касьяновым в свои ряды в качестве полноправного члена. Экс-премьер российского правительства рассказал корреспонденту Радио Свобода, как проходила процедура, и дал прогноз, какими последствиями для России обернется финансовый кризис.
- В начале сентября мы подали официальную заявку о принятии Российского народно-демократического союза в члены Европейской партии либеральных демократов и реформаторов, и сегодня на заседании совета этой партии в Стокгольме эта заявка была удовлетворена. Мы теперь коллективный член этой организации. В Европейскую партию либеральных демократов и реформаторов входят более 50 национальных европейских партий. Я очень рад тому, что в Европейском союзе и вообще в странах Европы, где исповедуют либерально-демократические ценности, нам оказывают поддержку и солидаризируются с нашей борьбой против того режима, который сегодня существует в Российской Федерации, режима, который растаптывает все базовые ценности, записанные в нашей Конституции. А мы все знаем, что свободные выборы, разделение властей, независимый суд и свободная пресса - это те ценности, которые прежде всего характеризуют страну как демократическую. Поэтому, безусловно, миллионы граждан России, которые поддерживают Российский народно-демократический союз, через это решение почувствуют солидарность с нами в нашей работе. Мы, работая в России, продолжаем активно разъяснять гражданам все происходящее в нашей стране и формировать то мнение, которое мы считаем правильным, а именно приверженность тому, что Россия - это нормальное демократическое государство. И мы будем бороться за то, чтобы это стало реальностью.
- Ваше участие в съезде Европейской партии либеральных демократов и реформаторов совпало с обысками в Твери в квартире главы местного отделения союза Александра Романова. Связаны ли как-то эти события, на ваш взгляд?
- Действительно, случилось это очень неожиданно. Тверская делегация вчера утром отбывала в Москву, и как раз после отъезда Александра у него прошли обыски. Это чрезвычайно странное совпадение. Вы знаете, в Твери у нас достаточно активная региональная организация. Мы видим прямую связь между активностью РНДС в Твери и активностью РНДС в том числе на международной арене. Такие сигналы со стороны властей, как прямое давление на наших активистов, рисуют негативную картину, которую мы, к сожалению, все с вами имеем сегодня в России, а именно борьба с инакомыслием, давление на политических активистов.
- Создается впечатление, что представители официальной власти пытаются успокоить население в отношении финансового кризиса, который якобы, по их словам, Россия может преодолеть без существенных потерь.
- Прежде всего, вы знаете, главный негативный момент - российские власти не объясняют должным образом все риски и проблемы, с которыми страна сталкивается и еще в большей степени столкнется в недалеком будущем. И не только страна как государственная система, а страна как сообщество граждан, которые, надо сказать, не понимают и не готовятся к тому, чтобы защитить себя, свои семьи от проблем, которые, безусловно, коснутся каждого. И в этом главная проблема. Поскольку нынешние лидеры фактически не избраны народом, а удерживают свою власть антиконституционным способом, безусловно, этот разрыв между властью и гражданами с каждым днем увеличивается. Власти не понимают, что в их обязанности входит в том числе разъяснять гражданам, что происходит, и готовить их к этому. Я думаю, что уже в феврале-марте практически все российские граждане почувствуют еще в большей степени возрастающие проблемы, прежде всего из-за инфляции, во вторую очередь уже проблемы, связанные с невозможностью получить какое-либо финансирование, если кто-то занимается бизнесом. А просто граждане, которые хотели бы приобрести квартиры или автомобили, какие-то еще товары длительного пользования, не смогут получить соответствующие кредиты, которые вчера были доступны. Я уже не говорю о более масштабных проблемах, которые связаны с переделом собственности и которые власть решает с использованием государственных средств. И то, что мы видим фактически начало применения тех пакетов так называемой "помощи финансовому сектору и предприятиям", фактически эти пакеты работают на поддержку тех групп, которые не являются непосредственно связанными с гражданами. Вопрос прежде всего связан с переделом частной собственности. Подчеркиваю - переделом, а не национализацией. Национализация используется, как механизм передела собственности.