Ученые Оксфордского университета приступили к широкомасштабным междисциплинарным исследованиям, цель которых – найти научный ответ на вопрос: почему люди верят в бога?
Исследования, которые проводят Центра исследования антропологии и сознания Оксфордского университета (Centre for Anthropology and Mind at Oxford University), стали возможны благодаря гранту в 1,9 миллиона фунтов, предоставленному Фондом Темплетона (Templeton Foundation). Проект рассчитан на три года и включает и теоретические разработки, и полевые исследования с привлечением респондентов разного возраста, образованности и социального статуса.
В задачу исследователей не входит поиск ответа на вопрос, есть ли бог. Ученые хотят выяснить, является ли вера в высшее существо естественным явлением, свойственным человеческой ментальности, или же это продукт воспитания или социальной эволюции.
Реализация этого научного проекта предполагает привлечение методов этнологии, эволюционной биологии, психологии, неврологии, лингвистики и компьютерных технологий. Особое внимание ученые будут уделять конфликтам на религиозной почве, психологическому механизму возникновения религиозного чувства и социальной роли религии.
Руководитель исследовательской группы психолог Джастин Барретт (Justin L. Barrett) в интервью Радио Свобода говорит, что отделить естественное в человеке от привнесенного воспитанием очень трудно: «Оба эти феномена сосуществуют в единстве. Большинство людей полагает, что приобщение к религии требует знакомства с ее доктринами. Так что обыденное сознание чаще всего объясняет религиозность воспитанием. Однако факты говорят и об обратном: только значительная психологическая предрасположенность к вере в бога приводит к религиозности».
Барретт предполагает, что религиозность – в самой природе человека: «Если, к примеру, вы отправите двух разнополых детей, не получивших никакого религиозного воспитания, на необитаемый остров, то со временем получите поколение людей с определенными религиозными представлениями. По своей природе люди весьма склоны продуцировать такие представления».
Среди многочисленных теорий происхождения религии широкое распространение получила гипотеза, по которой религия – естественный продукт эволюции человека, нечто вроде побочного продукта его биологического развития. Джастин Барретт считает эту теорию вполне продуктивной и намерен продолжить ее разработку в своем проекте. Он уверен, что естественный отбор «наделяет человечество неким интеллектуальным инструментом, с помощью которого коллективное сознание дает толчок развитию религиозных верований».
Джастин Барретт считает себя христианином, однако не связывает свою научную деятельность с религиозной догматикой. Он автор книги «Почему мы верим в бога?», в которой объясняет происхождение религии особенностями детской психологии. Детская вера во всезнание взрослых, полагает Барретт, с возрастом сохраняется, однако трансформируется в веру в существование некоего высшего всезнающего и всевидящего существа, которое одухотворяется сознанием.
«Рассмотрение детских верований, - поясняет Барретт, - дает нам прекрасную возможность понять глубинные механизмы возникновения религии и специфику этого процесса. Чем в более раннем возрасте мы исследуем сознание ребенка, тем достовернее наши гипотезы происхождения многих культурных феноменов. Это дает нам возможность уяснить связь психических и биологических особенностей человеческой природы с культурными явлениями, одним из разновидностей которых и является религия».
Вольтер полагал, что, если бы религии не было, ее следовало бы выдумать, так как человечество без нее одичало бы. Джастин Барретт уверен, что религию нельзя исключать из общественной жизни, «поскольку это естественное проявление человеческой природы, человеческого поведения и часть социальной организации человечества».