Андрей Бабицкий: На фоне потрясений фондовых рынков в Турции вызвала особый ажиотаж новость о том, что кризис затронул знаменитые футбольные клубы. Рыночная стоимость «Фенербахче», одного из самых дорогих клубов в Европе, минувшим летом приближалась к двум миллиардам долларов, его называли одним из самых ценных клубов на бирже. За десять дней кризиса акции клуба потеряли приблизительно восемь процентов. Еще один футбольный гигант «Галатасарай» потерял около тринадцати процентов стоимости. Такие же потери несет и черноморский клуб «Трабзонспор». Рассказывает наш корреспондент в Турции Елена Солнцева.
Елена Солнцева: С раннего утра у здания единственной в Турции стамбульской фондовой биржи собираются толпы народа: мелкие биржевые спекулянты, зеваки, приезжие из глубинки с калькуляторами в руках кричат, ругаются, устраивают потасовки, чтобы, в конце концов, понять, что происходит в большой экономике. Несмотря на глобальную суматоху, доля иностранных инвесторов в Стамбульской фондовой бирже все еще остается высокой. Этот показательный факт отмечает руководитель фондовой биржи Хусейн Эркан и призывает к терпению. Брокеры, в свою очередь, шутят: «Трудно сказать, что происходит. Свет в конце туннеля есть, но пока не ясно – это солнечный свет или огни катафалка».
В то время как турецкие рынки капитала пытаются пережить глобальную сумятицу, не теряя слишком много крови, на улицах первые признаки кризиса уже ощущаются. Пустуют кофейни, парикмахерские, магазины. Владельцы небольшого частного бизнеса, в котором занят приблизительно каждый третий турок, вынуждены овладевать азами экономики. Группа куаферов, то есть парикмахеров, в одном из стамбульских районов, собирается вместе пережить тяжелые времена. Парикмахер Оздан.
Оздан: Все в панике, клиентов нет. Ко мне обычно приходят ежедневно по пять-шесть клиенток на покраску волос. Теперь же салон пустует. Женщины предпочитают краситься самостоятельно или не делать этого вообще. Маникюршу я уже уволил. В такие дни вряд ли кто станет думать о красе ногтей. Я в раздумье: что делать? Думаю, надо переждать. Возможно, поставлю несколько аппаратов для загара, чтобы выручить хоть что-то.
Елена Солнцева: С начала экономического кризиса многие пребывают на грани нервного срыва. В ожидании момента «Ч», совершенно критического положения, запасаются сердечными препаратами, тонометрами и таблетками для понижения давления. Значительно повысилось число пациентов у невропатологов и психиатров. Так, например, в дни, когда происходит наибольшее падение индексов на турецкой фондовой бирже, в аптеках скупают седативные препараты и средства от головной боли. Заботясь о здоровье граждан, министерство здравоохранения решило открыть в период экономического кризиса специальные клиники душевного здоровья – небольшие современные больницы на несколько коек, где можно будет получить «скорую психологическую помощь». Министр здравоохранения Турции Реджеп Акдаа, общаясь с журналистами, сказал.
Реджеп Акдаа: Экономический кризис отразится на здоровье простых граждан. А поэтому в двадцати городах откроются клиники быстрой помощи гражданам на грани нервного срыва. В таких больницах можно будет наблюдаться семьями. Тревожное состояние граждан выражается по-разному. Это показывает психиатрическая практика. Увеличивается агрессия, количество дорожно-транспортных происшествий. Человеческое поведение во многом определяется бессознательным.
Елена Солнцева: Признаки неуверенности наблюдаются даже в самых богатых, состоятельных районных. Изысканный район Бебек на берегах Босфора. Здесь проживают люди высокого достатка: банкиры, бизнесмены, фабриканты. Стоимость месячной аренды одной квартиры или виллы с видом на Босфор - не менее десяти тысяч долларов. Однако все больше шикарных апартаментов пустует. То и дело мелькают яркие полотняные вывески «Киралык» («Сдается в аренду»), которые владельцы недвижимости вывешивают на балконах освободившихся квартир. Незаметные, мелкие детали говорят об общем беспокойстве. Рыбные рестораны выглядят довольно безлюдно. Пустуют лавки драгоценностей, элитные бутики, магазины ювелирных изделий и подарков. Люди продолжают покупать роскошь, но в меньших количествах. Если раньше раз в неделю было принято устраивать пышные приемы с цветами, морскими деликатесами и фруктами, то теперь такие вечеринки - большая редкость. Гостей принимают только в случае самого важного семейного торжества. Айкут Кайнак, продавец магазина элитных автомобилей «Порше», жалуется, что с начала кризиса продано лишь две машины.
Айкут Кайнак: В прошлом месяце мы продали 16 автомобилей. В этом месяце, мы продано только два автомобиля в кредит. Люди заходят, смотрят машины, но никто ничего не покупает. Все предпочитают дождаться лучших времен. Если дело так пойдет и дальше, то придется перейти на «Хонды».
Елена Солнцева: Эрозия глобального кризиса уже коснулась автомобильных гигантов. «Форд», «Рено» и «Хонда» уменьшили производство автомобилей в Турции на семь процентов и постепенно начали избавляться от ненужного балласта. В первую очередь пострадали мелкие частные фирмы, которые поставляют комплектующие и запчасти, часть из них уже закрылись или выставлены на продажу. Об этом красноречиво свидетельствуют объявления « for sale » в местных газетах. «В ожидании чуда» пребывает гигант «Тирсан», производящий транспортную технику: кузова с прицепами, рефрижераторы, трейлеры и грузовики. Несколько дней назад была остановлена линия по производству полуприцепов. Об этом показательном для кризиса событии сообщали все средства информации. На очереди остановка производства большегрузных трейлеров, которые Турция поставляет в Америку и Европу. В штаб-квартире компании в одном из стамбульских пригородов разрабатывают сценарии спасения фирмы. Менеджер компании Айдын Нухоплу.
Айдын Нухоплу: Компания «Тирсан» известна на мировом рынке уже более двадцати лет. Мы экспортировали более половины своей продукции в Германию, Францию, Италию и ряд других стран. Сначала наши продажи сократились на 25 процентов из-за увеличения цен на дизельное топливо. Теперь из-за кризиса поставки техники и вовсе упали. Текущий застой в мировой экономике затронет нас рано или поздно. Раньше мы планировали к 2011 году стать компанией с экспортом на 250 миллионов евро, теперь это вряд ли возможно. Компания формирует сценарии выхода из кризиса на ближайшие годы. Мы полагаем, что справимся с худшим из них, однако должно случиться чудо. В автомобильном секторе не планируется никаких инвестиций, экономика ухудшается, отечественные производители не получают необходимой поддержки.
Елена Солнцева: Экономика Адама Смита перевернулась вверх дном. Капитализму пришел конец. Рушится идеология общества потребления. Что ждет всех в ближайшее время? Каким быть новому миру, как его строить? С такими вопросами начинаются бесчисленные ток- шоу с участием известных в стране экспертов. В ходе многочасовых дискуссий обращаются к теоретикам-экономистам. До недавнего времени Карла Маркса в Турции воспринимали исключительно как пропагандиста «коммунизма», он был запрещен, за ношение значка с его изображением можно было угодить в тюрьму. Однако в эти дни все чаще вспоминают марксову теорию экономических кризисов. С надписью «Бестселлер по продажам» «Капитал» Карла Маркса красуется в витринах стамбульских книжных магазинов. В канун экономического кризиса предприимчивые издатели выпустили дополнительный тираж по просьбам читателей. Книга пользуется огромным спросом. Эксперты уверяют, что все происходит строго по сценарию. «Причины нынешнего экономического кризиса заключены в самой капиталистической общественной системе, неминуемо приводящей к периодическим кризисам перепроизводства», - пишет популярная в Турции газета «Радикал». А в качестве возможной альтернативы для экономики рассматривается плановая социалистическая система производства. По словам экономиста Фисун Айраклы, все это - призывы реабилитировать социализм, не имеющие ничего общего с проблемами экономики.
Фисун Айраклы: Общество в состоянии преодолеть присущие социализму враждебность и фашизм, избежать идеологических войн и спасти себя от «щипцов марксистской идеологии», - так всерьез считают представители рабочих партий, которые активизировались в начале кризиса и готовят серию митингов протеста против империализма. Слава Богу, что экономикой управляют не те, кто до сих пор носится с этими утопическими идеологическими идеями. Левые, возможно, втянули бы нас еще в больший кризис. Очевидно, что трагический крах Советов для них не стал уроком.
Елена Солнцева: Но, социализм социализмом, а государству на самом деле предлагают вмешаться в рыночные процессы и взять на себя бремя гарантий по обязательствам части крупнейших компаний. Идея о национализации частных компаний вызывает поддержку у многих турок. В годы тяжелейшего экономического кризиса так поступил бывший министр экономики Кемаля Дервиша, который в 2001 году буквально спас турецкую экономику. Тогда по просьбе премьер-министра Турции Бюлента Эджевита он оставил свой пост в Мировом банке в Вашингтоне и принял должность министра. Его недолюбливали за жесткость, граничащую с жестокостью, однако именно он разработал план спасения национальной экономики после разразившегося в стране валютного кризиса. Дервиш ограничил приток капитала, снизил налоги и разрешил правительству регулировать рынок. Для оздоровления финансового сектора был создан некий надзирательный орган – Агентство по банковскому регулированию и надзору для реформ. Дервиша, однако, не поддержали, и он подал в отставку после того, как коалиционное правительство покинули сразу семеро министров от Демократической левой партии, и оно распалось. Экономист, историк Аркан Муккадир.
Аркан Муккадир: Сейчас Дервиш занимает пост заместителя генерального секретаря ООН. Восприятие его личности среди турок было весьма неоднозначно. Его считали иностранным агентом, навязанным США и МВФ. Дервиш долгое время работал в структурах международных финансовых организаций, жил на Западе. Однако именно он обеспечил согласованную работу всего министерства, благодаря его усилиям стране удалось получить миллиардный кредит от Международного валютного фонда. Турецкие компании продали больше долей инвесторам, увеличив, таким образом, собственный капитал. Теперь турецкая фондовая биржа более устойчива, чем в период финансового кризиса семь лет назад. Вкладывая свой капитал в акции турецких компаний, иностранные инвесторы чувствуют себя более уверенно. Компании способны справиться с трудной ситуацией на мировых рынках. Дервиш покинул пост, потому что его не поддержало коалиционное правительство, которое действовало «кто в лес, кто по дрова». Вот и теперь может случиться подобное.
Елена Солнцева: Сильная сторона жизни Турции, а также главная причина относительного спокойствия простых граждан – привитая с детства культура экономии. Люди приучены экономить деньги, независимо от того, богаты они или бедны. Жители сельских районов знают, как обходиться малым. Крестьяне покупают одежду по бросовым ценам на базарах, где продают остатки бракованного экспорта в Европу. В деревнях все еще живут по старинке своим натуральным хозяйством. А переехавшие в Стамбул из сельских районов никогда не тратят деньги небрежно. Из-за высоких цен на электроэнергию, газ и бензин, они – в целях экономии – и в городе в зимний период до сих пор топят дровами. Так что многие не исключают, что в эту холодную во всех отношениях зиму «печки-буржуйки» очень пригодятся.