Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие экономический обозреватель Радио Свобода Сергей Сенинский.
Кирилл Кобрин: Первый вице-премьер России Игорь Шувалов заявил журналистам о планах правительства повысить пошлины на импорт легковых автомобилей, аналогичных тем, которые производятся в самой России. Кроме того, правительство, по словам Шувалова, «настоятельно рекомендует» российским банкам расширить кредитование автомобильных компаний.
Тем не менее, как полагают эксперты, ввиду замедления роста объемов продаж, России вряд ли в этом году удастся обойти Германию и стать крупнейшим автомобильным рынком Европы.
Сергей Сенинский: В начале 2008 года большинство прогнозов по автомобильному рынку России сводилось к тому, что к концу года он станет крупнейшим в Европе, опередив даже рынок Германии. Однако к осени темпы роста этого рынка значительно снизились. Как прогнозы теперь представляются экспертам наиболее реальными? Аналитик банка UBS Илья Макаров.
Илья Макаров: Есть цифры за 9 месяцев, в Германии было продано 2 миллиона 371 тысяча автомобилей, в России было продано 2 миллиона 152 тысячи автомобилей. Рост 9 месяцев 2008 года по отношению к 9 месяцам 2007 года в России составил 40 процентов, в Германии составил 1,3 процента. Если мы предположим, что рост в Германии будет на том же уровне, то в России однозначно будет еще дальнейшее падение. Если мы предположим, что по году рост рынка составит порядка 30 процентов, то в 2008 году рынок автомобилей в России составит около 2 миллионов 800 тысяч автомобилей, при этом в Германии он составит около 3 миллионов 160 тысяч, то есть где-то еще 360 тысяч автомобилей российскому рынку нужно прибавить. Соответственно, эти 360 тысяч автомобилей не дают возможность российскому рынку обогнать рынок Германии по результатам 2008 года.
Сергей Сенинский: Можно ли говорить о том, что рынок автокредитования в России резко сократился, если сами банки начинают массово отказываться от предоставления любых сколько-нибудь крупных кредитов?
Илья Макаров: Он определял, наверное, рост объема продаж на российском рынке. Кредиты были дешевые, и возник этот кризис, кризис ликвидности в банковской сфере, банки резко сократили объем автокредитования, и это напрямую сказалось на продажах автомобилей в России. По некоторым оценкам, рынок автокредитования упал где-то порядка на 50 процентов, условия стали более жесткие, многие обращения отклоняются банками. Если раньше можно было с нулевым взносом получить кредит и купить автомобиль, то сейчас это как минимум 30 процентов первоначальный взнос, ставки взлетели до порядка 10-12 процентов. Все зависит, конечно, от кредитоспособности человека, который берет кредит.
Сергей Сенинский: Как в целом изменилась на российском рынке доля автомобилей, покупаемых в кредит? Аналитик инвестиционной компании "Брокеркредитсервис" Севастьян Козицын.
Севастьян Козицын: В прошлом, в докризисные времена, в России продавался в кредит, если мы говорим о легковых автомобилей, каждый второй автомобиль, а если мы говорим о грузовых автомобилях и легких коммерческих автомобилях, то кредитные и лизинговые программы обеспечивали до 90 процентов спроса. Сейчас дело обстоит по-другому. Думаю, что падение продаж автомобилей в кредит, если мы будем сравнивать, к примеру, летние месяцы и осенние, составил в 2,5 раза как минимум.
Илья Макаров: Если предположить, что, по некоторым данным, объемы автокредитования уменьшились на 50 процентов, соответственно, из каждых 100 автомобилей теперь только 25, наверное, приобретаются в кредит.
Сергей Сенинский: В условиях дефицита свободных средств банки все меньше предоставляют потребителям именно наиболее крупных кредитов.
Севастьян Козицын: Банки сейчас не идут на то, чтобы работать с высокорискованными кредитами - ипотечными и авто, поскольку срок автомобильного кредита составляет минимум год, а максимум три года. Зачем нести на себе трехлетний риск, когда есть сейчас более прибыльные операции, к примеру, с валютой. А если говорим о кредитных инструментах, то с потребительским кредитованием. Опять-таки, отсутствует залог. Представьте, что вдруг в мировой экономике, в том числе российской начнется рецессия, и банки окажутся в роли автосалонов, у них на руках будет масса отказных автомобилей, которые банки вынуждены будут срочно куда-то реализовывать, поскольку они у них будут отражаться в балансе, и автомобиль, как известно, амортизируется.
Сергей Сенинский: Правительство России уже объявило, что готово поддержать российский автопром, в том числе настойчиво рекомендуя банкам предоставлять отрасли новые кредиты. На что именно они могут пойти, если будут предоставлены? На выполнение оборотных средств, в том числе для выплаты зарплаты? Или на погашение неких долговых обязательств, например, по собственным облигациям или по ранее взятым кредитам?
Севастьян Козицын: Каждое предприятие просит на разные цели. В частности группа ГАЗ просит деньги на частичное пополнение оборотных средств и на то, чтобы продолжить некоторые проекты, в частности строительство завода по производству дизельных двигателей под Ярославлем. КАМАЗ просит помочь с лизинговой компанией для того, чтобы она продолжила работу и у нее были средства, чтобы увеличить срок лизинговых программ. "АвтоВАЗ" просит деньги на то, чтобы государство купило его облигации на рынке на несколько миллиардов рублей. Но в целом, я думаю, компании попросят деньги на оборотные средства, поскольку они им помогут, если они будут использованы эффективно, самим стать неким подобием банков. Они с помощью отсрочки платежа сами, по сути, дают товарный кредит, и таким образом будут стимулировать спрос на свои автомобили.
Сергей Сенинский: В 2008 году на российском автомобильном рынке ожидают резко замедлившегося, но все же роста продаж. На 2009 год прогнозируется уже общее сокращение продаж легковых автомобилей, по разным оценкам, на 10-20 процентов.