Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.
Кирилл Кобрин: Важнейшее российское событие сегодняшнего дня: президент страны Дмитрий Медведев выступил со своим первым посланием Федеральному собранию. В этой речи он сделал несколько важных заявлений и предложений. В частности, Медведев предложил увеличить срок президентских полномочий до шести лет, а срок полномочий Госдумы до пяти лет. Наш корреспондент Данила Гальперович только что вернулся с этого события, он сейчас в студии Радио Свобода.
Данила, вам слово.
Данила Гальперович: Для начала расскажу, как все начиналось, потому что впервые за 14 лет, а я хожу на все послания президента со времен Бориса Ельцина, это было в новом здании. Это, наверное, должно было означать новое время нового президента. Было не в старом здании, отдельном от дворца Кремля, где был бывший зал ЦК КПСС, а в новых вот этих золоченых, отделанных красиво залах. Там были довольно сильно смешаны политики и журналисты, никто никого не разделял, и можно было довольно спокойно общаться и до, и после послания. И первый, естественно кого спрашивали о реакции на послание, это был Геннадий Зюганов, лидер КПРФ, который сразу же отреагировал на пять лет для парламента, а потом уже на шесть для президента.
Геннадий Зюганов: Пять лет – вообще говоря, это наши сроки, потому что в советский период пять лет – пятилетка была этапом развития. И все планирование шло, исходя из пятилеток. На мой взгляд, это российская традиция, она, кстати, была и гораздо раньше, давайте ее восстановим.
Данила Гальперович: А шесть лет для президента?
Геннадий Зюганов: Ну, тут есть ряд встречных требований. Понимаете, когда тебе на шесть лет на шею посадили в ходе нечестных выборов, и у тебя нет возможности потто ни покритиковать, ни отозвать, ни спросить, ни потребовать, то это будет худший вариант.
Данила Гальперович: Надо сказать, что в целом Геннадию Зюганову послание Дмитрия Медведева явно понравилось, причем каких-то положительных эпитетов в отношении текста, который он услышал, Зюганов употребил гораздо больше, чем на моей памяти за все то время, когда он реагировал на послания Владимир Путин и Бориса Ельцина.
Геннадий Зюганов: Главная новация, что впервые он поддержал наше требование поставить исполнительную власть под контроль законодательной. Мы вносили это предложение, конституционную поправку, и в одном из составов Думы даже это решение проходило в первом чтении. Без того невозможно расширять сроки, и раздвигать нет смысла их, если исполнительная власть ни перед кем не отвечает. Теперь важно, что дают гарантии, в том числе, и партиям для информационного обеспечения их деятельности. Считаю, очень интересный раздел связан с идеологией государства. Справедливость, свобода – мы давно об этом толковали, но они не могут быть гарантированы, если не работают институты народовластия. Вот некоторые подвижки в этом направлении, начиная от Совета Федерации и кончая представлением руководителей исполнительных органов депутатами, сделан шаг вперед.
Данила Гальперович: Владимиру Жириновскому, вице-спикеру Государственной Думы, особенно понравились в речи Дмитрия Медведева всяческие пассажи по подержанию боеспособности российской армии и об увеличении ее возможностей противостоять внешним угрозам.
Владимир Жириновский: Будет бряцать оружием – у нас есть чем ответить. Мы прекратим сокращение ракетных армий. И эти ракеты нацелены на соответствующие объекты, которые могут угрожать России. Мы будем меньше сокращать то, что есть, или будет заменять на более совершенное. Огромное количество ракет не надо, их уже и так сегодня больше, чем потребуется для любой войны. Вот Грузию сколько вооружали – на сутки хватило им всего их вооружения. Наши ракетные армии будут настроены определенным образом. Мы не только не будет их сокращать, но и наводка будет на те угрозы, которые есть. Он ставит под угрозу ракетного нападения. И Чехзю и Польшу. Мы им не угрожаем, но если они разместят там свьи ракеты, то наши ракеты…
Вот Козельск татары ее могли взять, он напоминал им, что такое мужество русских солдат. А сейчас не солдат, сейчас мощные ракеты стоят. Калининград – совсем рядом с Польшей, 200 километров до Варшавы. Поэтому пускай думают об этом. И они уже, я думаю, откажутся. У них уже нет денег. Тем не менее, это прозвучало сегодня из Кремля.
Данила Гальперович: Александр Бабаков, вице-спикер Госдумы от фракции «Справедливая Россия», считает, что изменение сроков для Думыи президента логично.
Александр Бабаков: Давно назревшая тема, которая, на мой взгляд, получила просто сегодня официальное оформление. Страна, которая по размерам, по своему географическому положению, по своему влиянию в мире, как Россия, может позволить себе более длительного пребывания у власти лиц, которым общество доверяет. Поэтому я считаю это решение назревшим, и оно будет принято Государственной Думой.
Данила Гальперович: Надо сказать, что лидер «Единой России» Владимир Путин довольно долгое время слушал речь Дмитрий Медведева, нервно морщась. Неизвестны причины этого, но и аплодировал он тоже без энтузиазма. Но секретарь президиума Генерального совета «Единой России» Вячеслав Володин тоже согласен с тем, что по срокам предложил Дмитрий Медведев.
Вячеслав Володин: В большинстве регионов России срок полномочий органов законодательной власти составляет 5 лет, более 80 процентов нашей территории. Поэтому это дань времени. За такой короткий промежуток времени, как 4 года, невозможно многие программы реализовать, поэтому в регионах на этот срок полномочий давно уже вышли. И вышли, исходя из прагматичной такой необходимости. Никто не вел речь о том, что как-то осмысленно берут и затягивают сроки полномочий. Россия – большая страна, и когда речь идет о президентской власти, то 4 года – это срок маленький. Потому правильно будет, как сказал Дмитрий Анатольевич, пересмотреть сроки полномочий, в отношении президента 6 лет – это срок сбалансированный.
Данила Гальперович: Живо, я бы сказал, даже страстно на вопрос Радио Свобода о сроках для президента и парламента реагировала губернатора Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.
Валентина Матвиенко: 6 и 5 – на мой взгляд, это оптимальный срок для президента такой огромной страны, для его эффективной работы. 5 лет для парламента тоже, считаю, оптимальный срок. И важно, что президентские и парламентские выборы будут разведены между собой. Было очень плохо, когда выборы шли подряд, и это перманентное состояние подготовки к выборам. Это мешало развитию экономики, социальной сферы. На мой взгляд, сейчас это очень хорошая разница в сроке. Так что я очень поддерживаю это. 4 года – страну не успеешь объехать.
Данила Гальперович: А губернатор Краснодарского края Александр Ткачев был несколько растерян, но тоже соглашался с нынешними инициативами.
Александр Ткачев: Нормально. Огромное государство. Вполне. Во Франции такой срок, в других странах Евросоюза. Считаю, что за четыре года очень мало действительно что можно и прогнозировать, и что можно выглядеть и принять решение.
Данила Гальперович: Но в некоторых местах послание очевидно депутаты Совета Федерации и Госдумы даже думали, хлопать им или нет. Потому что, например, Медведев произнес довольно серьезный пассаж в защиту демократии. В частности, он сказал, что «бюрократия сама себе партия и, как результат, сама себе народ». Тут члены «Единой России» думали, обижаться им или хлопать, и в результате они все-таки хлопали.