Ирина Лагунина: Десять дней назад на интернет-сайте Сербской православной церкви появилось сообщение о том, что ее лидер - патриарх Павел - из-за плохого состояния здоровья подал прошение об отставке. Просьба патриарха Святому архиерейскому собору освободить его от должности вызвала бурную реакцию в Сербии, вплоть до сомнений в аутентичности этого документа. Рассказывает наш корреспондент в Белграде Айя Куге.
Айя Куге: Уже год, как Патриарх Павел не покидал больничную палату клиники Военно-медицинской академии в Белграде и ни разу не обратился к народу сам. Известно, что было несколько попыток уговорить его уйти на пенсию, но он, якобы, категорически от этого отказался. Когда поступило сообщение о его уходе, часть сербской прессы начала утверждать, что патриарх Павел собственноручно, в присутствии всех членов Святого синода, подписал прошение 12 октября, своими зелёными чернилами, которыми, по византийской традиции, имеет право пользоваться только церковный настоятель. Когда оказалось, что 12 октября трое из четверых членов архиерейского синода не были в Белграде, даты были названы другие. Близкий к Патриарху епископ Лаврентий заявил, что больше всего сомнений в аутентичности документа у него вызывает тот факт, что патриарх Павел из-за преклонного возраста (ему 94 года) очень слабый, главным образом он спит и ни с кем разговаривать не в состоянии, значит, не в состоянии и ничего подписывать.
Актуальным стал вопрос: пытается ли кто-то сербского патриарха без его согласия отстранить от должности? С этим вопросом мы обратились к одному из ведущих белградских специалистов по вопросам церкви, социологу религии Мирко Джорджевичу.
Мирко Джорджевич: Сомнения выражает не только общественность, но и некоторые епископы. Есть повод для сомнений, и это может стать серьезным камнем преткновения во внутрицерковных отношениях. Ведь никто это прошение не видел, а представители церкви уже поторопились сообщить, что не намерены показывать его публично. Государство, министерство по делам религии утверждают, что они никак не могут подтвердить информацию об отставке патриарха, если только Священный Синод сам не решится предать документ гласности. Я думаю, прошение патриарха Павла об уходе в отставку надо показать публично - именно из-за разразившихся серьезных конфликтов в епископате, которые затрагивают и общество.
Айя Куге: Сербская Православная церковь своего патриарха избирает пожизненно, однако было много случаев, когда они сами покидали престол, по разным причинам. Патриарх Павел также был избран еще при жизни предыдущего патриарха – Германа, которого в 1990 году врачи провозгласили недееспособным из-за тяжелой болезни. Теперь полагают, что предстоящий очередной осенний Архиерейский собор может быть превращён в избирательный собор.
Мирко Джорджевич: В Уставе Сербской православной церкви сказано, что Патриарх избирается пожизненно и этого подхода придерживается одна группа епископов. Другая группа (кажется, что они больше торопятся в борьбе за власть) во главе с временно исполняющим обязанности патриарха председателем Синода – митрополитом черногорско-приморским Амфилохием считает, что на следующем церковном Соборе должен избираться новый патриарх. Собор еще ранее был намечен на 11 ноября, однако его повестка дня не объявлена, и поэтому неизвестно, будет ли рассматриваться вопрос выбора нового настоятеля сербской церкви. В данный момент в церкви царит большая напряженность, даже конфликты, и все это можно подвести под борьбу за власть. Я считаю, что виноват в этом сам епископат и Синод. Только разъяснением ситуации вокруг дееспособности нынешнего патриарха можно утихомирить слухи и расколы. Во врачебных бюллетенях клиники Военно-медицинской академии говорится, что патриарх Павел физически истощен, хотя психически сохраняет способность коммуницировать. Такой диагноз указывает на факт, что наша церковь находится в очень деликатном положении.
Айя Куге: Напомню, что наш собеседник - социолог религии Мирко Джорджевич. Но может ли Сербская церковь так долго функционировать без лидера? Прошлый, майский Собор, не был в состоянии в отсутствии патриарха решить накопившиеся серьезные проблемы и даже раскол среди епископов, заседание было прервано.
Мирко Джорджевич: Впервые в истории в нашей церкви такая непонятная ситуация, когда на самом деле управляет не патриарх, а коллективное руководство – церковное правительство, Синод. Согласно Уставу Сербской православной церкви, ее длительное функционирование в таких условиях невозможно. Ведь без подписи патриарха Павла ни одно решение Синода не является канонически законным. Церковный собор может изменить Устав, но нет в нем единства. Жестокая борьба за власть ведется между консервативным и либеральным крылом епископов. Одних, условно, можно назвать реформаторами. Они хотели бы сделать осовременить церковь, внести разные изменения, в том числе и в литургии. Другое течение - твердое и консервативное, оно выступает против любых реформ, и кажется, что оно сильнее. Однако видно, что их отношения и конфликты яснее всего проявляются через проблему Косово, а это означает, что они переламываются через политическую призму. Если посмотреть со стороны, то нынешний конфликт в Сербской православной церкви носит политический характер.
Айя Куге: Впечатление, что в Сербии православная церковь часто занимается политикой, а государство порой глубоко вмешивается в церковные дела. Каково влияние властей на церковь? А каково влияние ведущей в стране православной церкви на государство?
Мирко Джорджевич: В последние годы влияние государства на церковь в Сербии было огромным. В течение двух мандатов бывшего премьер-министра Воислава Коштуницы произошла полная клерикализация страны. Коштуница на это пошел по своим личным соображениям, он пытался с помощью Сербской церкви улучшить свое положение на политической арене, и тем он церкви нанес огромный ущерб, ведь она все-таки должна остаться автономной, независимой. Другой ваш вопрос о влиянии Сербской православной церкви на государство, мне кажется, еще важнее. Влияние церкви на государство и общественную жизнь в Сербии традиционно было сильным, но в последнее время оно еще возросло. В течение пятнадцати последних лет наша церковь была не только втянута в войну, нои и влияла на отношения с другими государствами. Например, из-за межцерковных конфликтов, отношения Сербии с Македонией были доведены до низкого уровня, осложнились также отношения с Черногорией.
Айя Куге: Патриарх Павел правит сербской церковью 18 лет. В народе его называют «живым святым». Патриарх сербский славится как выдающийся церковный теоретик, который всегда жил строгой монашеской жизнью. Общеизвестен его аскетизм. Ранее патриарха Павла часто можно было встретить и поговорить с ним, на улице, в автобусе – служебной автомашиной он пользовался редко. Он сам он шил свои одежды, чинил обувь, готовил постную еду – любил суп из крапивы. Из-за своей скромности и благости Павел пользуется большим уважением даже среди неверующих. Много раз во время своего правления сербской церковью Патриарх Павел выступил как моральный авторитет, однако было и много случаев, когда он терялся в сложных политических ситуациях (например, благословлял военных преступников).
Каким, по вашей оценке, запомнится патриарх сербский Павел?
Мирко Джорджевич: Только историки смогут судить о его личности и его правлении. До сих пор можно сказать только, что патриарх Павел имеет харизму. К тому же, ему долго удавалось сохранить определенное равновесие среди епископов. Однако патриархом Павлом манипулировали. Несколько раз он попал в ситуацию, когда аннулировали его подпись. Принуждали его ходить по окопам войск Караджича и Младича во время кровавой войны в Боснии. Патриарх сербский не был сильной личностью, которая бы была в состоянии обуздать сильные течения в церкви, соучаствовавшие в разорении государства и военных походах. Мне в этот момент кажется, что когда патриарх Павел уйдет, нашей церкви нужен будет не только человек помоложе, но и человек намного энергичнее, способный сделать большой игуменский шаг, который развернул бы сербскую церковь к Европе.
Айя Куге: Ныне в рядах Сербской православной церкви чрезвычайная ситуация. Архиерейский собор, назначенный на 11 ноября, или назначит выборы нового лидера, или отклонит просьбу патриарха об уходе на покой. Наблюдатели не исключают даже возможности, что часть сербских священников могут потребовать расследовать подлинность прошения патриарха Павла.