Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов.
Андрей Шарый: Некоторые эксперты в России и США придерживаются мнения, что администрация Дмитрия Медведева не будет вести существенных переговоров с США до момента перехода власти в Вашингтоне к новому президенту Бараку Обаме. О трудностях американо-российских отношений в период перехода власти в США беседует с американским экспертом наш нью-йоркский сотрудник Ян Рунов.
Ян Рунов: Директор исследований американо-российских отношений, сотрудник Никсоновского центра в Вашингтоне Пол Сандерс.
Пол Сандерс: Чем ближе уход администрации Буша, тем очевиднее, что следующая администрация унаследует очень плохое состояние американо-российских отношений. Мне лично кажется, что сейчас отношения двух стран находятся на самом низком уровне со времён распада Советского Союза. Даже, я бы сказал, хуже, чем в последние годы существования СССР. Переход власти в США от республиканцев к демократам дает обеим сторонам шанс пересмотреть взаимоотношения, определить приоритеты и начать строить отношения по-новому. Но этим перспективам могут сильно помешать намерения президента Медведева разместить ракеты в Калининграде. Его попытки запугать Америку нельзя назвать конструктивными.
Ян Рунов: Разве сам сенатор Обама не высказывал сомнений относительно размещения систем противоракетной обороны в Центральной Европе?
Пол Сандерс: Что ж, очевидно, что демократы не столь твердо поддерживают программу размещения американских противоракетных систем в Польше. Сенатор Обама не раз говорил, что, в целом, он за развёртывание противоракетных систем, но хочет убедиться в технической эффективности этих систем. Честно говоря, я не очень понимаю, что это означает на практике. Такие заявления оставляют место для различных толкований не только в России, но и в Польше, и в Чехии, которые уже подписали соответствующие соглашения с США. Поэтому сейчас, в переходный период, трудно понять, как эта тема будет развиваться. Сенатор Обама заявил, что в США может быть только один президент, и что он начнет исполнять обязанности президента лишь после 20 января. Поэтому он сейчас, находится, в основном, в Чикаго, а не в Вашингтоне. Это отчасти создает атмосферу ожидания и неуверенности в его позиции относительно вопроса о противоракетных системах. Хотя советники Обамы по военным и международным проблемам известны, все равно трудно предсказать, какой внешнеполитический курс изберет новая администрация.
Честно говоря, по поводу американо-российских отношений трудно быть оптимистом, ибо это в большей степени зависит от российского руководства. Новоизбранный президент Барак Обама во время предвыборной кампании говорил о своих намерениях вести диалог с Россией и другими странами, с которыми у администрации Буша сложились напряженные отношения. Но вспомним, что такие же намерения были у президента Буша, когда он пришел к власти. Однако не только от президента зависит конструктивность диалога. Немалую роль играет правительственная бюрократия с обеих сторон. Так что нельзя исключать повторения ситуации при Обаме, когда сначала оба президента начнут проводить встречи и создастся впечатление, что отношения улучшаются, но от слов стороны не перейдут к делу.
Ян Рунов: Это был Пол Сандерс, политолог из Никсоновского института.