В пятницу и субботу в Вашингтоне пройдет экстренный саммит «большой двадцатки» (G20), на котором власти развитых и развивающихся стран попытаются выработать совместный план действий для стабилизации мировой экономики. К «группе двадцати» относятся 19 государств (Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Южная Корея, Япония), в совокупности обеспечивающие свыше 90 процентов мирового ВВП. Двадцатое кресло зарезервировано под Евросоюз.
Саммит, который, как ожидается, станет первым в целом ряду антикризисных встреч, продлится всего полтора дня, к тому же решение о его проведении принималось крайне спешно — о дате было объявлено 22 октября. Так что о полноценном «втором Бреттон-Вудсе» (по аналогии с конференцией 1944 года, изменившей архитектуру мировой финансовой системы) речи не идет. Ожидается, что на встрече будут обсуждаться стандарты привлечения капитала банками, регулирование деятельности хедж-фондов, изменение роли МВФ, а также предложения по более агрессивному, чем ранее, снижению процентных ставок мировыми ЦБ. Французский президент Николя Саркози и немецкий канцлер Ангела Меркель настаивают на усилении госнадзора за рынками и инвесторами на фоне кризиса, обусловленного, по их мнению, поддержкой США свободного капитализма. Французский лидер, позицию которого в начале октября журналисты с иронией назвали «желанием положить конец похождениям свободной лисы по свободным курятникам», еще в октябре заявлял, что по результатам изменений необходимо «получить уверенность в том, что благодаря лучшему регулированию и эффективному контролю за всеми участниками рынка кризис, подобный нынешнему, больше не повторится». А вот Джордж Буш, напротив, выступает в поддержку принципов свободного капитализма как «лучшей системы создания экономического роста».
«Мы должны решать существующие проблемы, а не разрушать систему, которая привела к улучшению уровня жизни сотен миллионов людей по всему миру», —сказал в четверг президент США. Но Джордж Буш сложит с себя полномочия уже через два месяца. А Барак Обама, которому 20 января будущего года предстоит унаследовать те самые проблемы, о которых говорит его предшественник, заявил, что ни он, ни его помощники в саммите участвовать не будут. В итоге представлять в Вашингтоне избранного президента предстоит экс-госсекретарю США Маргарет Олбрайт и бывшему конгрессмену-республиканцу Джиму Личу. Как отмечает газета Washington Post, подобная неопределенность позиций США дает другим странам шанс сыграть на саммите более заметную роль. Тем более, что эксперты признают: судьбу мировой экономики сегодня должна решать не только «большая семерка», но и страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай).
В пакет предложений России входят фундаментальные меры, предполагающие, в частности, поддержание баланса между объемом финансовых инструментов и реальной инвестиционной доходностью соответствующих программ, ужесточение ответственности рейтинговых агентств и аудиторов, повышение прозрачности публичных компаний. Но радикальных изменений от грядущего уикенда в Кремле не ждут. «Завышенных ожиданий [от этой встречи] быть не должно», — цитирует «Интерфакс» слова российского президента Дмитрия Медведева.
Глобальный кризис, начавшийся прошлогодним обвалом американского ипотечного рынка, уже привел к спаду в экономике ведущих стран Евросоюза — ВВП 15 государств евро-зоны снизился на 0,2 процента второй квартал подряд, что соответствует классическому определению рецессии. Согласно опубликованному вчера прогнозу международной Организации экономического сотрудничества и развития, в 2009 году в странах евро-зоны ожидается снижение экономической активности на 0,5 процента, в США — на 0,9 процента, в Японии — на 0,1 процента. Развивающимся странам грозит «всего лишь» снижение темпов экономического роста.