В понедельник ЦБ РФ увеличил сроки беззалогового кредитования банков до полугода, при этом однодневная ставка межбанковского кредитования MosPrime взлетела с 10 до 23 процентов. ЦБ стремится удержать рубль от падения, увеличивая стоимость заемных средств, при этом эксперты констатируют заметный дефицит ликвидности.
ЦБ РФ провел сегодня первый аукцион по полугодовым беззалоговым кредитам для коммерческих банков. На «антикризисных аукционах», которые ЦБ проводит с 20 октября, наибольшим спросом пользуются именно «длинные» предложения на срок до трех месяцев. Сегодня коммерческим банкам впервые предложили средства на полгода, и участники выбрали 143 миллиарда рублей из 150 возможных.
Несмотря на повышенную заинтересованность рынка в длинных деньгах, ЦБ планирует сохранить аукционы по «коротким» (1,5-5 недель) кредитам. Они помогают банкам справиться с пиковой нагрузкой, например, в дни налоговых платежей, объясняет банковский аналитик ФК «Уралсиб» Леонид Слипченко. При этом, уточняет банковский аналитик ИК «Ренессанс Капитал» Максим Раскоснов, ЦБ четко делит банки по размеру. Небольшим игрокам он предоставляет краткосрочные кредиты на пополнение текущей ликвидности, тогда как крупные кредитные организации могут претендовать на длинные трех- и шестимесячные деньги и, соответственно, кредитовать на них других участников рынка.
По мнению Леонида Слипченко, средства ЦБ сейчас равномерно распределяются между крупными и мелкими игроками. Но Максим Раскоснов отмечает, что большая часть привлеченных на аукционах денег приходится на крупнейшие банки, так как ЦБ определяет для каждого заемщика кредитный лимит на основе размера его собственного капитала.
«Насколько я понимаю ситуацию, мелкие банки, особенно те, которые испытывали "пожарные" проблемы с ликвидностью, свои потребности удовлетворили на первых двух-трех аукционах и, по сути дела, просто уперлись в установленный ЦБ лимит», — говорит аналитик «Ренессанс Капитала». Поэтому, как уточняет Раскоснов, не совсем корректно говорить об увеличении доли средств, выдаваемых небольшим банкам — схема предоставления денег построена таким образом, что чем больше банк, тем больше он может получить.
Сегодня основная задача для большинства центробанков — повысить доступность кредитов для компаний финансового и реального секторов. Один из ключевых мировых показателей, лондонская ставка межбанковского кредитования LIBOR, уже снизилась до минимального за этот год уровня: стоимость трехмесячных кредитов в долларах сейчас составляет примерно 2 процента годовых, а ставка по однодневным (overnight) кредитам в понедельник составила 0,4 процента, снизившись на 0,01 процентных пункта. Ее рублевый аналог, однодневная ставка MosPrime, взлетела сегодня до 22,7 процентов с 9,8 процентов в пятницу. Леонид Слипченко из «Уралсиба» полагает, что на фоне недавнего 50-миллиардного оттока средств межбанковский рынок по-прежнему испытывает дефицит ликвидности и остается очень волатильным, так что малейшее движение капитала вызывает резкий скачок ставок.
Максим Раскоснов из «Ренессанс Капитала» объясняет 2-кратный рост ставок межбанковского кредитования на фоне активного вливания средств со стороны Центробанка тем, что российский регулятор сознательно ведет к удорожанию рублевых ресурсов. «В последнее время было очень много спекулятивных транзакций по рублю, — говорит аналитик. — Это, собственно, и проявилось в огромном оттоке капитала. ЦБ принципиально повышает ставки, в том числе по той ликвидности, которую предоставляет сам». Но все-таки ресурсы Центробанка оживили рынок межбанковского кредитования после сентябрьского коллапса, признает Раскоснов, на нем появилась хоть какая-то ликвидность.