В Вильнюсе, как и почти в любом другом современном городе, общественность в наши дни борется с бизнесменами и архитекторами, стремящимися застроить улицы современными высотными зданиями. Нужны ли таким сложившимся городам, как, например, Вильнюс, небоскребы? Архитекторы и рядовые горожане отвечают на эти вопросы по-разному.
В последние годы в архитектурном облике Вильнюса, которому исторически присущи малоэтажная застройка, подчеркнуто спокойный, камерный городской стиль с обязательным уютом и подчинением ландшафту, заметно наступление высотных зданий. Блестящие стометровые небоскрёбы выросли в разных местах, и не только там, где для них специально выделили целый район на правом берегу реки Нерис. Далеко не всем горожанам это по вкусу. И хотя вильнюсские власти два года назад приняли решение запретить строительство высотных домов в центре города (в Старом Вильнюсе оно, естественно, исключалось всегда, за этим следит специальная комиссия ЮНЕСКО), они все же появляются, разрушая, по мнению некоторых специалистов, сложившуюся гармонию.
Недовольство этим выражается в судебных исках и полемике в прессе, а также в создании общественных движений. Архитектор Альгимантас Насвитис заявил: «На свете правит золото… У нас в деле застройки города царит правовой нигилизм, нарушители штрафуются на смешные деньги. Существующий совет по урбанистике обладает лишь рекомендательными функциями. Пока нет действенного контроля, такие понятия, как гражданская ответственность, профессиональная этика архитектора — пустые слова».
Насколько справедливы обвинения, брошенные коллегам и городским властям мэтром литовской архитектуры? Об этом говорит председатель Союза архитекторов Гинтаутас Блажюнас: «Все правильно, тут нечего отрицать. Многие здания строятся на приватные средства. Кто имеет деньги, он и музыку заказывает… Архитекторы здесь не «дирижеры», к сожалению. Мы понимаем, что так не должно быть. Если ты отказываешься, находится другой архитектор, не такой принципиальный… Ты остаешься без заказа, а город — с новым "шедевром". Заказчики — у них даже есть рейтинг архитекторов, которые могут "пробить" — согласовать и получить разрешение на строительство, и те, которые следуют букве. У нас есть законы, но эти рамки очень расплывчатые и двусмысленные, что позволяет многое делать. Мэр города — он хозяин. Но очень много в городском совете имеется представителей бизнеса, и они свои интересы там охраняют. Это при том, что Союз архитекторов — общественная организация. Если я не хочу туда идти с проектом, никто меня не заставит. Нет нигде в законе этого, что мы должны утвердить проект».
А вот как выразился в одном из интервью заведующий кафедрой архитектуры вильнюсской Академии искусств Марюс Шаляморас: «До сих пор у строительного бизнеса, к сожалению, отсутствовали идеи красоты. Были квадратные метры, помноженные на цену, люди хотели как можно скорее приобрести собственные квартиры, офисы, гостиницы, и спрос опережал предложение. Но, когда строят быстро и много, всегда страдает качество. Нынешний кризис в сфере недвижимости — нет худа без добра! — должен быть использован для повышения именно качества проектов, для новых эстетичных решений в зодчестве».
Свое мнение выразил и недавно побывавший в Литве выдающийся итальянский архитектор Лоренцо Бернини: «Если старая архитектура Вильнюса меня восхищает, то новую я бы перестроил. Литва — это вода, дерево, камень, естественность. А из-за высотных зданий в Вильнюсе теперь слишком много стекла. Моя бы воля — никаких небоскребов. Вы — зеленая страна, такой и оставайтесь».
Уже привыкшие или вынужденные привыкнуть к башням небоскребов, жители Вильнюса до сих пор сомневаются: украсили они город или испортили его панораму? Тем временем строительные корпорации продолжают возводить гиганты, которые будто соперничают друг с другом — кто выше, кто мощнее. Как известно, такие башни являются символом влияния, успеха и богатства. Но почему тогда, задаются вопросом литовские архитекторы, Хельсинки и Копенгаген, города побогаче Вильнюса, обошлись без них?