Ссылки для упрощенного доступа

Слушания по делу об убийстве Анны Политковской прерваны до 1 декабря


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Александр Гостев: В Московском окружном военном суде слушания по делу об убийстве Анны Политковской сегодня были прерваны до 1 декабря. На скамье подсудимых, напомню, 4 человека, которые не признают своей причастности к убийству, но заказчики и исполнители преступления не найдены. Обозреватель "Новой газеты" Анна Политковская была убита в Москве осенью 2006 года. За процессом следит моя коллега Марьяна Торочешникова.



Марьяна Торочешникова: Сообщения о том, что процесс отложен до 1 декабря, его уже сейчас затмило другое сообщение. Сегодня в эфире радиостанции "Эхо Москвы" выступил один из присяжных, это запасной присяжный, который заявил, что присяжные не просил закрывать процесс. Давайте послушаем фрагмент его интервью, это Евгений Колесов.



Евгений Колесов: Я не могу сказать, что инициатива исходила от нас. Были разговоры о том, что мы не возражаем против прессы, но мы хотим посмотреть, как это вот... Если она будет нам мешать, то мы бы попросили ее убрать. Процесс должен начаться вместе с прессой, а потом мы решим. Но решения о том, что пресса не должна присутствовать, не было. Никто из нас не требовал этого в категоричной форме, что пресса должна отсутствовать. Вот это я точно могу сказать.



Ведущий: Подписал ли вчера кто-то это заявление?



Евгений Колесов: Никто не подписывал вчера это заявление.



Марьяна Торочешникова: Как стало известно, Евгений Колесов - один из 20 присяжных (12 основных и 8 запасных), вот он запасной, сам обратился на радиостанцию "Эхо Москвы" вчера, когда в эфире радиостанции услышал, что коллегию назвали трусливой. Он это посчитал просто личным оскорблением своих гражданских чувств и подготовил уже заявление на имя председательствующего. А вот как развивались события в коллегии присяжных сегодня, по словам того же Евгения Колесова.



Евгений Колесов: Все абсолютно присяжные были возмущены тем, что нас выставили в таком глупом каком-то виде. Народ это обсуждал, мы сегодня написали заявление общее на имя судьи, что мы никаких заявлений в течение процесса, который был вчера и сегодня, не делали. Это первое. Второй пункт, мы просим убрать только видео- и телекамеры, пишущую прессу, средства массовой информации - мы не возражаем против того, чтобы она участвовала в этом суде. Не все подписали, подписали только 19 человек, но это личное дело каждого.



Марьяна Торочешникова: Кроме того, Евгений Колесов сообщил также, что подготовил личное заявление на имя председательствующего в суде Евгения Зубова, в котором указал, что просит не считать себя больше присяжным заседателем, потому что не хочет участвовать в неправильном суде.


Вот как прокомментировали заявление одного из присяжных адвокаты потерпевшей стороны. Говорит адвокат Анна Ставицкая.



Анна Ставицкая: Сегодняшнее выступление присяжного по делу об убийстве Анны Политковской говорит о том, что наше общество, конечно же, готово к суду присяжных, более того, готово очень жестко и четко отстаивать гражданскую позицию, свою гражданскую позицию. Я могу только поаплодировать такому человеку, его геройству, его мужеству, что он пришел и выразил свое мнение и мнение всех присяжных по делу об убийстве Анны Политковской. Все то, что он сказал, для нас было огромной неожиданностью, потому что мы, естественно, об этом не могли ни догадываться, ни знать. Просто у самих, если так можно сказать, глаза на лоб вылезли, когда мы это слушали. Как уже многие знают, суд закрыл процесс, сославшись на присяжных. Получается, что никаких оснований для закрытия процесса нет.



Марьяна Торочешникова: А вот как прокомментировал заявление одного из присяжных Евгения Колесова, другой адвокат, адвокат подсудимого Джабраила Махмудова, Мурад Мусаев.



Мурад Мусаев: Они сначала вышли к нам в суд, оставили присяжных в совещательной комнате и солгали нам, сказав, что присяжные протестуют против прессы. Оказывается, это ложь, это неправда.



Марьяна Торочешникова: Скажите, Мурад, а вообще с точки зрения процессуальной насколько допустимо участие пусть даже и запасного присяжного в какой-либо передаче, где обсуждается то, как проходит процесс?



Мурад Мусаев: Вообще, сейчас еще присяжные не слушали никаких аргументов сторон, никаких доказательств. Мы ведь только начинаем. И присяжный, насколько я понимаю, не комментирует ход процесса, он комментирует одну конкретную ложь, ложь беспрецедентную. Я, конечно, уверен в том, что теперь суд отведет этого присяжного, отстранит его от участия в деле. Я лично, как человек, и даже как адвокат не могу ни в чем винить этого присяжного. Он сказал правду, он видит, что из всех рупоров все средства массовой информации говорят: из-за щепетильности присяжных, из-за того, что присяжные на захотели, слушания обязаны закрыть. Так если это ложь, не будет же человек сидеть сложа руки и держать язык за зубами.



Марьяна Торочешникова: Интрига с присяжными развивалась уже после того, как председательствующий в процессе Евгений Зубов объявил, что прерывает слушания до 1 декабря. Причем косвенным виновником этого стал все тот же адвокат Мурад Мусаев. Давайте послушаем, что он говорит.



Мурад Мусаев: Я оказался "виновником" в огромных кавычках. Дело в том, что суд решил на этот раз в качестве повода для очередного своего решения использовать меня. И в процессе заявил: у адвоката Мусаева есть энные слушания в энном городе, туда ему надо удалиться, и дадим ему на это неделю. Я говорю: "Уважаемый суд, адвокат Мусаев лучше суда знает, куда ему надо и куда не надо. Мне ни в какой другой суд не надо, я всю неделю с начала и до конца буду сидеть в процессе в Московском окружном военном суде". Суд говорит: "Нет, вам надо". Я говорю: "Нет, мне не надо". Вы себе представляете, какая ситуация абсурда сложилась в зале суда. Я говорю: "Хорошо, уважаемый суд, предположим, вам лучше моего известно о моих надобностях. Но в таком случае почему вы объявляете перерыв посреди дня, еще на начав судебное следствие?" Два часа дня, у нас четыре рабочих часа впереди - это сколько всего можно сделать. Он говорит: "Вот таково мое пожелание". Адвокат потерпевших Анна Ставицкая встает и говорит: "Уважаемый суд, а вы не поясните, действительно, причину?" Он говорит: "Нет, не поясню". - "А почему?" - "А потому что не хочу, потому и не поясню". И на этом все закончилось. И целая неделя и еще один рабочий день, сегодняшний, насмарку.



Марьяна Торочешникова: Ну, вот теперь, после того, как в эфире радиостанции "Эхо Москвы" прозвучало интервью одного из присяжных Евгения Колесова, становится понятным, чем можно объяснить такую экстренную остановку в процессе по делу об убийстве Анны Политковской. Видимо, теперь председательствующему нужно принять какое-то волевое достаточно решение, определиться с тем, как же дальше будет проходить процесс - в открытом режиме или в закрытом. Тем более что адвокаты сторон сегодня же уже заявили, что будут добиваться открытого процесса.


XS
SM
MD
LG