Ссылки для упрощенного доступа

Развитие дела российской мафии в Испании


Ирина Лагунина: В опубликованных недавно прокуратурой Испании материалах о деятельности на территории этой страны группировки Захара Калашова, по кличке «Шахро молодой», описываются методы, с помощью которых «отмывались» капиталы, полученные, по данным испанской стороны, от незаконной деятельности в России. С подробностями – наш корреспондент в Мадриде Виктор Черецкий.



Виктор Черецкий: В четвертом разделе обвинительного заключения по делу Калашова и его одиннадцати сообщников говорится, что деньги, которыми они распоряжались на испанской территории, происходили от незаконной торговли оружием, наркотиками, вымогательства, заказных убийств и «крышевания» - криминальной защиты предприятий и фирм - в сфере банковского, нефтяного и ресторанного бизнеса, а также торговли древесиной и металлами. Кроме того, как явствует из документа прокуратуры, ранее неоднократно судимый в России и Грузии Калашов «контролировал» в Москве известные казино «Кристалл», «Голдэн Палас» и «Империя».


Впрочем, испанцы не намерены судить Калашова и связанных с ним людей за деяния в России. Им вменяется в вину лишь правонарушения, совершенные на территории Испании, а именно, членство в преступной группировке и «отмывание» капиталов путем их вложения в легальный бизнес. Член мадридской коллегии адвокатов Мануэль Веласко Карретеро…



Мануэль Веласко Карретеро: В нашей стране, в соответствии с законом номер 19 от 1993 года, под «отмыванием» капиталов понимается приобретение имущества или вложение в легальный бизнес средств, полученных в результате преступных действий, с целью скрыть происхождение этих средств и уйти от наказания за содеянное. Под данный закон подпадают, действия, совершаемые как владельцами подобных капиталов, так и лицами, которые помогают им легализовать преступные деньги. При этом закон применим к гражданам, совершившим свои деяния в Испании или в какой-либо иной стране.



Виктор Черецкий: Аресты подозреваемых – проходящих по делу Калашова выходцев из России, Грузии, Украины и граждан Испании – были произведены в основном в июне 2005 года в ходе полицейской операции под кодовым названием «Оса». Сам «Шахро молодой», которому поначалу удалось скрыться из Барселоны, где он проживал постоянно, был задержан в одном из государств Персидского залива в 2006 году и экстрадирован в Испанию. Позднее к списку арестованных подельников Калашова, которого испанская прокуратура называет «вором в законе», прибавился московский юрист Александр Гофштейн. Его тоже обвиняют в принадлежности к преступной группировке и «отмывании» денег. Адвокат Веласко Карретеро…



Мануэль Веласко Карретеро: Испанское законодательство перечисляет предприятия и фирмы, которые обычно используются с целью «отмывания» капиталов и которые в этой связи находятся под постоянным контролем правоохранительных органов. Речь идет о банковских учреждениях, различных инвестиционных компаниях и о фирмах, оказывающих посреднические услуги при финансовых или каких-либо других сделках. Это также предприятия, занимающие валютными обменами и переводами денег за рубеж. В список включены игорные заведения, строительные компании и фирмы по продаже недвижимости, драгоценных металлов, ювелирных изделий, антиквариата. В списке фигурируют и физические лица, чья деятельность может способствовать отмыванию капиталов. Это, например, нотариусы и адвокаты.



Виктор Черецкий: Группа доверенных лиц Калашова в своей деятельности в Испании особой оригинальностью не отличалась. В разделе пятом заключения испанской прокуратуры говорится, что, эта деятельность началась в 2003 году. В нескольких регионах страны были открыты предприятия и фирмы, которые, как утверждает прокуратура, занимались вложением «грязных капиталов» в легальный бизнес и финансировали безбедную жизнь Калашова. Среди этих предприятий называется, к примеру, акционерное общество «Мегриса», управляющим которым был, по свидетельству прокуратуры, некто Константин Асатиани, один из подручных Калашова. Другой его подельник – Александр Минин, бывший владел компании «Санинвест-2000», зарегистрированной на юге Испании, в провинции Малага. Ее капитал составлял три миллиона евро. Деньги на счет компании пересылались через банки, расположенные на территории Латвии, Арабских Эмиратов, Австрии и США.


Испанские власти сознают, что в последние десятилетия в стране был ослаблен контроль за потоком сомнительных капиталов из-за рубежа. Напротив, политика активного поощрения иностранных инвестиций, проводимая местными банками и строительными компаниями, способствовала тому, что многие преступные элементы для отмывания своих денег выбирали именно эту страну. Депутат испанского парламента Карлос Гонсалес…



Карлос Гонсалес: Отмывание капиталов – явление глобальное. Наша страна в этом смысле не является исключением. Противоправные действие, такие как торговля наркотиками и оружием, людьми, незаконный вывоз капиталов, – все это замыкается на отмывании денег. Преступные элементы нуждаются в том, чтобы добытые незаконным путем капиталы влились в легальную финансовую систему. Не секрет, что наша модель развития последних лет, основанная на спекуляции в сфере строительства жилья, превратила страну в грандиозную «прачечную» для «грязных денег» со всего мира.



Виктор Черецкий: Похоже, что и группу Калашова интересовала в Испании лишь сфера недвижимости. На Минина, арестованного в 2005 году, помимо «Санинвеста», было записано и предприятие «Элвириа Инвест». Как установило следствие, деньги на его испанские счета также поступали из России через некие инвестиционные компании и банки-посредники в Азербайджане, Болгарии, на Кипре, в Италии, Соединенных Штатах и Японии. Эти финансовые операции осуществляли, как явствует из обвинительного заключения испанской прокуратуры, два лица – Константин Манукян и Леон Ланн (он же Леонид Каплан, он же Леон Лановер). Эти же имена, по данным испанской стороны, значатся в документе, который направили в свое время правоохранительные органы России испанским коллегам, предупреждая их о финансовых деяниях группировки Калашова в Испании. Депутат Карлос Гонсалес…



Карлос Гонсалес: В последнее время в Испании отмечено применение более изощренных методов отмывания денег. С этой целью на территории страны открываются легальные фирмы, для работы в которых привлекаются высококвалифицированные специалисты. Поэтому, для надежного заслона преступной деятельности, нам пришлось не только усилить полицейскую борьбу с отмыванием капиталов, но и усовершенствовать наше законодательство, поставив под больший контроль финансовые потоки, банковские и другие учреждения, которые потенциально могут быть использованы для незаконных действий.



Виктор Черецкий: В 2003 году в Испании, в районе морских курортов, группой Калашова были также зарегистрированы фирмы «Михас Инвест», «Инвеста», «Михас Парадиз», «СДИ» и «Мегабетта». В связи с деятельностью этих компаний обвинения в «отмывании» денег официально выдвинуты, помимо Калашова, Асатиани и Минина, также в адрес выходцев из бывшего СССР - Михаила Мдинарадзе, Наталии Серовой, Олены Готсуленко и четверых граждан Испании. Последние выступали в качестве экспертов в области права, инвестиций и финансов, помогали группировке в ее операциях по «отмыванию» капиталов и, в ряде случаев, занимались администрированием упомянутых предприятий. То, что правоохранительные органы Испании смогли разоблачить деятельность этих лиц, произошло во многом благодаря энергичным мерам испанских законодателей. Говорит депутат, бывший министр юстиции Фернандо Лопес Агилар…



Фернандо Лопес Агилар: Нами были приняты меры для предотвращения проникновения преступных капиталов в сферу недвижимости. В частности, адвокаты, нотариусы и регистраторы недвижимого имущества отныне обязаны информировать компетентные органы обо всех подозрительных сделках. В рамках Национальной полиции были созданы дополнительные подразделения по борьбе с организованной преступностью и отмыванием капитала, которые были развернуты в районе морских курортов. Здесь же были открыты специальные прокуратуры по борьбе с экономическими преступлениями.



Виктор Черецкий: Сфера деятельности всех компаний, оформленных на подручных Калашова, как свидетельствует прокуратура, ограничивалась куплей-продажей земельных участков под застройку и дорогостоящих особняков. Так в провинции Аликанте, на востоке Испании, в районе города Ориуэла Минин и Серова купили для Калашова за 830 тысяч евро виллу под названием «Атуна». Любопытно, что в этом же курортном поселке – на одной улице с Калашовым – приобрели недвижимость еще четыре «вора в законе» из России и Грузии, отмечает испанская прокуратура. Министр внутренних дел Испании Альфредо Перес Рубалькаба…



Альфредо Перес Рубалькаба: У нас есть все доказательства того, что нами задержаны именно члены опасной преступной группировки, а не просто группа состоятельных соотечественников-россиян, обосновавшихся в Испании, которые проводили вместе досуг. У них существовала преступная организация, данные о которой изучаются нашими следственными органами.



Виктор Черецкий: Фирмы, принадлежащие группировке Калашова, приобрели поместье под названием «Эвкалипты» в районе южно-испанского курорта Беналмадена стоимостью более миллиона евро. В 900 тысяч обошелся им участок под застройку, расположенный недалеко от самого престижного испанского курорта Марбелья.


Между тем, за самим Калашовым никакой недвижимости формально в Испании не числится, движимости - тоже. Правда, у него была изъята платиновая кредитная карточка «Америкэн Экспресс», позволяющая ее владельцу пользоваться неограниченным кредитом. Такая карточка выдается лишь пользователям, которые делают с ее помощью покупки товаров и услуг на сумму не менее чем 200 тысяч евро в год. Но наличие карточки – это не доказательство преступной деятельности. Кстати, и сами факты «отмывания» капиталов доказать не просто. Отсюда и проволочки с делом Калашова. Член коллегии адвокатов города Аликанте Хосе Санчес…



Аликанте Хосе Санчес: Проблема заключается в том, что четко определить границы между законным вложением капиталов в Испании и «отмыванием» денег порой бывает трудно, поэтому многие подобные преступления остаются безнаказанными. Тем более трудно доказать факт «отмывания», когда деньги поступают сюда через банковские учреждения. Формально ни адвокаты, ни строительная, ни инвестиционная компания не обязаны проверять происхождение средств, поступающих из какого-либо банка. Классическим примером «отмывания» считается лишь, когда деньги привозятся в чемодане и вкладываются в дело, - тут все ясно, это действие ненормальное.



Виктор Черецкий: Суд над Калашовым и его подельниками, как стало известно Радио Свобода, должен состояться в декабре. Самый большой срок грозит лидеру – 13 лет. Адвокату Гофштейну – семь. Между тем, дело «Шахро молодого» - это лишь малая часть более масштабного расследования, проводившегося в ходе операции «Оса». Ведь в 2005 году испанцы заявляли, что арестовали за «отмывание» преступных капиталов 28 человек, в том числе 22 «вора в законе». Тогда же были наложены аресты на 800 банковских счетов, принадлежащих задержанным, предприятия, виллы, 42 автомобиля дорогих марок. Комиссар Национальной полиции Испании Хосе Мария Сеара…



Хосе Мария Сеара: Речь шла о важнейшей операции, в ходе которой удалось обезвредить лидеров преступного мира. Эта операция позволила идентифицировать мафиозные сети. Наша задача – ликвидировать подобные организации.



Виктор Черецкий: Между тем, некоторые арестованные в ходе операции «Оса» очень скоро оказались на свободе – виллы, автомобили и деньги им были возвращены. Тем не менее, в июне этого года испанцы вновь взялись за «мойщиков» капиталов из стран бывшего Союза. И опять в ходе крупной операции, названной «Тройка», были арестованы два десятка подозреваемых. Главным «мафиози» среди них был объявлен некто греческий поданный Геннадиос Петров, фигура, в отличие от того же Калашова, в России мало известная. В Испании он жил с начала 90-ых годов, как считают испанские правоохранительные органы, занимался «отмыванием» капиталов с применением самой последней «технологии»: гонял деньги из России по банкам всего мира, включая оффшоры, чтобы скрыть их происхождение, а затем на них покупал недвижимость в Испании. Генеральный прокурор страны Кандидо Конде Пумпидо…



Кандидо Конде Пумпидо: Последняя операция под кодовым названием «Тройка» явилась продолжением операции «Оса». В результате произведенных обысков и допросов получены новые данные, которые позволят расширить масштабы наших действий.



Виктор Черецкий: Если Калашов оформлял свое добро и предприятия на подельников, то Петров, похоже, действовал открыто - от своего имени. Его телефонные разговоры испанцы прослушивали в течение нескольких лет. Возможно, благодаря этим «прослушкам» они узнали о предполагаемом знакомстве Петрова с депутатом Госдумы Владиславом Резником. Это знакомство послужило поводом для недавнего скандального обыска на испанской вилле Резника. После обыска, законность которого, по мнению некоторых адвокатов, вполне можно оспорить, никаких действий в отношении российского политика не последовало. Впрочем, на дело Петрова и других связанных с ним лиц следователь наложил гриф секретности: информация поступает в испанские СМИ в результате полицейских «утечек», отрывочная и часто противоречивая.


XS
SM
MD
LG