Программу ведет Марина Дубовик. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.
Марина Дубовик: Сегодня в Москве на Чистопрудном бульваре состоялся пикет, посвященной второй годовщине гибели бывшего сотрудника ФСБ России Александра Литвиненко. Пикет приурочен также к 10-летию пресс-конференции группы офицеров ФСБ, куда и входил Александр Литвиненко, которые выступили с обвинением своего руководства в коррупции и внесудебных казнях. На Чистопрудном бульваре побывал сегодня мой коллега Мумин Шакиров, сейчас он рядом со мной в студии.
Итак, Мумин, что же происходило сегодня в этой связи в Москве?
Мумин Шакиров: Для начала скажу, что пикет близится к завершению. Там собралось несколько десятков человек, участники этой акции протеста собрались у памятника Александру Грибоедову и развернули плакаты следующего содержания: «ФСБ нарушает закон», «Кому выгодна смерть отважного разоблачителя Кремля и Лубянки?», «Ядом убивают змеи и агенты спецслужб». Тут произошел небольшой конфликт, когда в разгар акции милиция подошла к пикетчикам и потребовала убрать плакат «Наперсточник Путин, используя Думу, готов изнасиловать Конституцию, редиска». Вот такой даже немножко по-детски сконструированный лозунг. Естественно, за своих соратников заступился известный правозащитник Михаил Кригер.
Михаил Кригер: Этот конфликт, когда не понравился милиции плакат, на котором написано «Наперсточник Путин…», и милицию это возмутило, потому что, видимо, такой раж верноподданничества с ними случился.
Мумин Шакиров: Естественно, милиция находилась постоянно во время акции и буквально переписывали каждый лозунг, каждый плакат. И все-таки те, кто пришел к памятнику Грибоедову, они собрались, чтобы вспомнить Александра Литвиненко, который, по их мнению, разоблачал действия спецслужб и Лубянки. И я бы хотел предоставить слово Михаилу Трепашкину, бывшему офицеру спецслужб, ныне правозащитнику и адвокату.
Михаил Трепашкин: Еще раз напомнить о том убийстве, которое было совершено в Лондоне, чтобы был толчок какой-то к раскрытию этого преступления, чтобы обратить внимание, что совершено убийство, которое не раскрывается.
Мумин Шакиров: На ваш взгляд, есть ли шансы раскрыть это убийство?
Михаил Трепашкин: На мой взгляд, есть, если в этом будет заинтересованность прежде всего с российской стороны, если решится вопрос о допросе Лугового, который может прояснить в чем-то эту ситуацию. Я думаю, что это будет очередной шаг для дальнейшего движения в раскрытии этого дела. Кроме того, не расследуется и старое. Ведь я Литвиненко когда-то предупреждал, что создана группа, и у меня была информация от полковника Шабалина, полковника запаса ФСБ Российской Федерации, о том, что создана серьезная группа, которая будет… ну, там было сказано слово нецензурное, иносказательно – мочить все, что связано с Литвиненко и с Березовским, с их близким окружением. И как показала практика, оно действительно так и шло. Это готовилось. Я предупреждал Литвиненко еще в 2002 году, что создан такая серьезная группа и что за ним начинают охоту, за ним и Фельштинским, как соавтором книги «ФСБ взрывает Россию».
Мумин Шакиров: В центре Москвы собрались не только правозащитники и их сторонники, но, в том числе, были молодые люди, и я побеседовал со студенткой, зовут ее Дарья, она держала плакат с портретом Александр Литвиненко. Давайте послушаем, зачем она в этот субботний день пришла к памятнику Грибоедову.
Дарья: Почтить память героя России Александра Литвиненко. Он официально не признан героем, но он таковым был, потому что он восстал против системы, против преступлений путинских властей и против преступной групиировки лубянской. То есть он открыл всю правду, всю подноготную, что царили на Лубянке, а даже всю биографию, Путина он открыл. За это его и отравили.
Мумин Шакиров: В целом акция прошла спокойно, милиция, конечно же, контролировала ситуацию, и там был оцеплен определенный пятачок, но журналисты чувствовали себя очень свободно и могли общаться со всеми теми, кто пришел сегодня почтить память Александра Литвиненко.