Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов.
Сергей Тарасов: Исполняется 10 лет со дня начала осуществления самого сложного и самого дорогостоящего международного космического проекта - создания Международной космической станции - МКС. Знаменательно, что десятую годовщину отмечают на МКС 10 российских космонавтов и американских астронавтов. Но этот день рождения омрачен неопределенностью будущего МКС. Что ждёт её, когда американские шаттлы выйдут в 2010 году на пенсию?
Ян Рунов: Устаревшие шаттлы будут сняты с полётов в 2010 году, а новое поколение появится не раньше 2014-2015 года. В этот промежуток времени американцы должны будут пользоваться российскими космическими кораблями-доставщиками «Союз», если это будет соответствовать американским экономическим возможностям и политическим интересам.
На создание МКС 16 стран-участниц проекта уже израсходовали 100 миллиардов долларов. В основном, это американские деньги. Удалось ли оправдать эти капиталовложения? Пока нет. За 10 лет завершить строительство станции не удалось. Расходы превысили намеченный бюджет на десятки миллиардов долларов. По мнению некоторых наиболее пессимистически настроенных экспертов, МКС - это напрасно потраченное время и напрасно выброшенные деньги. Хотя станция ещё не построена, она уже устарела. Нынешний глава НАСА Майк Гриффин не большой сторонник доставки астронавтов шаттлами на МКС только ради таких сомнительных экспериментов, как выращивание кристаллов и наблюдение за поведением муравьёв в условиях отсутствия земного притяжения.
Вот что думает о будущем МКС специалист в области военной стратегии, директор исследовательского центра «Глобал Секьюрити» Джон Пайк.
Джон Пайк: Я полагаю, что это во многом будет зависеть от новой администрации Обамы. Думаю, администрация Клинтона имела довольно ясное представление о назначении Международной космической станции. Администрация Буша - нет. Теперь вопрос, каковы космические планы у нового правительства, касающиеся не только будущего МКС, но и всей программы космических исследований. Если говорить о долгосрочной программе космических полётов на Луну или к Марсу, то здесь без МКС не обойтись. Она связана и с космической медициной и с жизнеобеспечением. Я думаю, что правительство Обамы понимает, какую роль МКС играет в качестве промежуточного пункта на пути к Луне или к Марсу. Альтернатива этому - полное замораживание космических полётов американских астронавтов, на что, как мне кажется, ни один американский президент не пойдёт, ибо не захочет войти в таком качестве в историю.
Ян Рунов: В таком случае, вы с оптимизмом смотрите на будущее МКС?
Джон Пайк: Трудно быть оптимистом или пессимистом в этом вопросе до тех пор, пока не станет ясно, в каком направлении пойдёт новая администрация.
Ян Рунов: Некоторые эксперты считают, что сама идея создания МКС носила больше политический, чем научный характер. Она была призвана укрепить российско-американское сотрудничество вообще, и в области освоения космоса в частности. Критики НАСА обвиняют администрацию Американского космического агентства в том, что она занялась этим совместным с Россией проектом потому, что это был наиболее лёгкий путь показать свою работу, коэффициент полезного действия которой на самом деле довольно низкий.