Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов.
Андрей Шароградский: Государственный секретарь США Кондолиза Райс сегодня прибыла в Пакистан с необъявленным визитом. Она заявила, что руководство Пакистана готово помочь Индии расследовать обстоятельства теракта в городе Мумбай, в результате которого погибли более 170 человек. Главной целью срочного незапланированного визита Кондолизы Райс в Индию и Пакистан было снизить напряженность в индо-пакистанских отношениях, возникшую после терактов в Мумбае. Об итогах визита госсекретаря США в Дели рассказывает наш корреспондент Ян Рунов.
Ян Рунов: О серьезности намерений США как можно скорее ослабить напряженность между Индией и Пакистаном, обладающими ядерным оружием, говорит тот факт, что, параллельно с переговорами Кондолизы Райс в Дели, председатель Объединенного совета начальников штабов США адмирал Майк Мюллен вел переговоры с пакистанским руководством в Исламабаде. Кондолиза Райс пыталась вести переговоры с позиции сбалансированного отношения Соединенных Штатов с обоими государствами. Она заявила, что ожидает от Пакистана сотрудничества с Индией ради предотвращения подобных террористических атак в будущем, а от Индии ожидает взвешенной реакции, которая не приведет к нежелательным последствиям.
Кондолиза Райс: Я сказала, что Пакистану следует принять срочные и результативные меры и полностью и открыто сотрудничать с Индией. Это мы довели и будем продолжать доводить до сведения Пакистана.
Ян Рунов: Кондолиза Райс сообщила, что пакистанские власти заверили ее в готовности сотрудничать с Индией в поисках организаторов терактов.
Вот как расценивает результаты переговоров Вашингтона с Дели и Исламабадом американский политолог Джон Кери...
Джон Кери: Я полагаю, что оба - и Индия, и Пакистан - в равной степени не хотят новой войны. Несмотря на продолжающуюся обоюдную враждебность, они очень прислушиваются к мнению Соединенных Штатов, ибо нуждаются в американском посредничестве и в американской помощи. Думаю, Кондолизе Райс и Майку Мюллену удалось предотвратить военный конфликт. Это - положительный итог переговоров. Чего не удалось добиться в полной мере, так это сотрудничества Пакистана с Индией в поисках и наказании организаторов терактов. Пакистан отклонил требование Индии выдать 20 человек, разыскиваемых индийским правосудием. По славам президента Пакистана, обвинения против этих людей будет рассматривать пакистанский суд. Он также сначала заявил, что направит в Индию для участия в расследовании терактов группу пакистанских военных экспертов, но через день поменял свое мнение. Видимо, военные сказали президенту, что не хотят сотрудничать с Индией. Избранный президент Обама сказал, что наибольшей угрозой сейчас является ситуация в Афганистане, но я думаю - в Пакистане.
Ян Рунов: Руководство Индии заверило госсекретаря, что в ответ на теракты индийские войска не будут направлены к границе с Пакистаном. Вместо этого Индия намерена мобилизовать глобальное давление на Пакистан с требованием решительных действий против исламистских боевиков. Если же Индия пойдет по пути применения силы, это, по мнению американских экспертов, будет выгодно военным кругам Пакистана и на пользу «Аль-Каиде» и «Талибану». Не исключено, что именно эту цель - провоцирование военного конфликта между Пакистаном и Индией - преследовали организаторы терактов.
Андрей Шароградский: Сегодня же начинается официальный визит в Индию президента России Дмитрия Медведева, который заявил в интервью индийским средствам массовой информации, что Москва готова в полном объеме оказать Дели помощь в борьбе с международным терроризмом. Эксперты ожидают, что Медведев также попытается наладить отношения Индии с Пакистаном. Насколько возможен успех на этом направлении и что сейчас могут и Россия, и США сделать для нормализации обстановки в регионе и отношений Дели и Исламабада? Мой коллега Александр Гостев задал этот и другие вопросу доктору исторических наук, специалисту по Южной Азии и индо-пакистанским отношениям Андрею Володину.
Андрей Володин: Реальных возможностей изменить кардинально отношения между двумя странами нет. Это за пределами их влияния, поскольку здесь действуют объективные факторы. Индия чувствует, что ее, как минимум, береговая оборона оказалась недостаточно эффективной, недостаточно эффективными оказались и средства поддержания порядка в таком крупнейшем мегаполисе страны, как Бомбей (Мумбай). И, естественно, вот эта деятельность на границе с Пакистаном призвана продемонстрировать индийскому народу, что индийцы готовы наказать Пакистан. Со своей стороны, Пакистан не может контролировать на своей территории те организации, которые числятся среди организаторов теракта в Бомбее, поскольку, с моей точки зрения, эти организации входят в горизонтальную сеть "Аль-Каиды". Об этом свидетельствует и финансирование, которое было проведено, потому что вы сами понимаете, что такой террористический акт, системный, комплексный, требует больших затрат. И с другой стороны, я уже об этом неоднократно говорил, в Пакистане отсутствует ведущая социально-политическая сила, которой раньше были армия и бюрократия, армия сейчас в достаточной степени деморализована, сила, которая могла бы полностью контролировать положение в Пакистане. Если начнется какое-то подобие военных действий, Пакистан будет вынужден стягивать значительное число своих войск на свою восточную границу или на западную границу Индии, а это ослабит западный фланг, фланг Афганистана, в чем не заинтересованы ни пакистанские руководители, ни тем более Соединенные Штаты Америки. Поэтому мы можем думать только о том, чтобы ситуация не ухудшилась.
Александр Гостев: Москва и Вашингтон продолжают бороться за влияние в регионе. У кого этого влияния окажется больше?
Андрей Володин: Это влияние будет в известном смысле сбалансировано, потому что в Индии далеко не все обрадованы перспективой такого резкого сближения с Соединенными Штатами Америки. Тем более что у Индии есть еще такой северный сосед, как Китай, и многие индийцы прекрасно понимают, что Соединенные Штаты Америки переживают не лучший период своей истории, это с одной стороны, с другой стороны, Китай находится слишком близко. И здесь взаимодействие в трехстороннем формате - Россия, Индия, Китай - каким бы ущербным оно сейчас не казалось, может сыграть свою положительную роль для Индии. Я думаю, что и Соединенные Штаты будут стремиться усилить свое влияние и в Индии, и в Пакистане, то же самое будет делать и Россия. Я думаю, что за визитом Медведева последуют какие-то шаги и в направлении улучшения отношений с Пакистаном.
Александр Гостев: США постоянно заявляют, что их первоочередная задача - это борьба с международным терроризмом. Вот после теракта в Мумбае Вашингтон может добиться большего успеха дипломатического, либо даже военного, о чем тоже идет речь, в Пакистане, либо в Индии, где тоже существует теперь, как мы поняли, опасность крупных терактов международного масштаба.
Андрей Володин: Возможности Вашингтона, как и любой другой страны, в таких больших странах, как Пакистан и тем более Индия, в достаточной степени ограничены. У Вашингтона есть свои дела и в Ираке, и в Афганистане, и воевать на нескольких фронтах, естественно, Вашингтон не может.