Бывший вице-президент НК ЮКОС Василий Алексанян, подозреваемый в совершении финансовых преступлений, может быть отпущен под залог в 50 млн рублей. Московский городской суд удовлетворил прошение адвокатов Алексаняна и отменил решение районного суда, продлевающего его арест до конца января 2009 года. Тяжело больной Алексанян будет освобожден, как только деньги поступят на счет суда.
Коллегия из трех судей, рассматривавшая кассационную жалобу защиты Василия Алексаняна, провела в совещательной комнате около 40 минут, что вселило некоторую надежду в адвокатов. Но когда председательствующий Найденов провозгласил: «Определение Симоновского суда Москвы отменить. Изменить меру пресечения Василию Алексаняну на освобождение под залог 50 миллионов рублей», защитник Геворг Дангян схватился за голову.
Адвокат Елена Львова сказала Радио Свобода, что «залог абсолютно необозримый», и сейчас она пытается выяснить, смогут ли родственники внести его: «Неужели это очередная ловушка, в результате которой мы не сможем заплатить этот залог, и он опять останется под стражей? Предыдущий залог, который просила Генеральная прокуратура, был 2,5 млн рублей, а теперь заявлен залог где-то под 2 миллиона долларов. Мы ошарашены этим решением, оно двойственное. Конечно, безусловно, мы рады, что у нас появился шанс, но, с другой стороны, как собрать такую сумму?».
Адвокат экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского Юрий Шмидт назвал решение о выпуске Василия Алексаняна под залог в 50 миллионов рублей издевательством: «Если бы речь шла об освобождении крупного бизнесмена, звезды теннисной или футбольной, о котором можно определенно сказать, что он с некоторым напряжением, но способен такие деньги заплатить, я бы понял. Но Алексанян был не бизнесменом, он был юристом, наемным работником, и эта сумма выглядит как издевательство. Я думаю, что если кинут клич московские адвокаты, то мы все, не только москвичи, примем в этом участие, но сумма выглядит издевательски. Особенно если учесть, что при таком заболевании человека нужно освобождать безоговорочно, а не устраивать такой дурно пахнущий спектакль. Знаете, чувства удовлетворения нет, хотя вроде лед тронулся».
Мотивированное определение кассационной инстанции адвокаты Алексаняна получат на руки в пятницу. Только после этого будет запущена процедура внесения залога. Законодательство никак не регламентирует порядок исчисления размера залога, но, по сложившейся практике, суд привязывает его к предполагаемой сумме ущерба, причиненного действиями обвиняемого в преступлении.
«О каком ущербе сейчас может идти речь, когда истекли сроки давности? – задается вопросом адвокат Елена Львова. - Дело подлежит прекращению по истечению срока давности. Почему бы не возобновить производство для прекращения дела? Мы сейчас будем на этом настаивать, на том, чтобы этот вопрос был решен сейчас. Потому что Алексанян просто не выдержит этой многомесячной судебной гонки».
Вопрос об истечении сроков давности в сегодняшнем судебном заседании поставил адвокат Геворг Дангян. Он отметил, что Алексаняну предъявлены обвинения в присвоении и растрате имущества «Томскнефти» и ряда предприятий Восточной нефтяной компании. Эти эпизоды датируются осенью 1998 года, соответственно, 1 декабря этого года истек десятилетний срок давности привлечения к уголовной ответственности за эти преступления. Прекращение дела за истечением срока давности не является реабилитирующим обстоятельством, однако Василий Алексанян уже направил в Симоновский суд Москвы заявление, в котором указывает, что не возражает против прекращения дела по таким основаниям, потому что физически не может бороться дальше.
У Алексаняна лимфома и СПИД в последней стадии. 20 ноября ему удалили селезенку. Врачи определяют его состояние как стабильно тяжелое. Изменение меры пресечения даст возможность родственникам Алексаняна навещать его без препятствий и согласований с руководством следственного изолятора, ведь фактически он арестант, хоть и лежит в гражданской больнице. Его круглосуточно охраняют, а первое время даже приковывали цепями к кровати.