Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.
Андрей Шароградский : По данным неправительственной организации "Трансперенси Интернешенел", обнародованным во вторник, российские бизнесмены вновь лидируют по уровню коррупции среди ведущих мировых государств-экспортеров. Привычке вести зарубежный бизнес при помощи взяток российские предприниматели научились на родине. По данным фонда ИНДЕМ, более половины взрослого населения страны имеют личный опыт взяточничества. О том, как в России отмечают день борьбы с коррупцией, рассказывает Любовь Чижова.
Любовь Чижова: В июле этого года президент Дмитрий Медведев призвал россиян бороться с коррупцией и рассказал о необходимости построения национальной антикоррупционной системы. Вполне закономерно, что на этой волне возникли громкие дела, одно из которых завершилось в аккурат в день борьбы с коррупцией. Во вторник стало известно, что бывшего вице-губернатора Приморья Александра Шишкина осудили на 9 лет за взятку и оштрафовали на миллион рублей. Подробнее об этом деле - моя коллега Марина Лобода.
Марина Лобода : Александр Шишкин был задержан летом прошлого года в момент получения взятки в размере 1 миллион 200 тысяч рублей. Как позже установило следствие, именно столько запрашивал чиновник с предпринимателей за разрешительные документы на строительство торгового комплекса на бойком месте в городе Артеме. Остроту скандалу прибавили пикантные подробности задержания вице-губернатора, когда в сортире коттеджа чиновника (видного члена "Единой России") был обнаружен коврик с изображением "лидера партии" Владимира Путина возле унитаза.
Уголовное дело было возбуждено по статье 290 Уголовного кодекса, часть 4 - "Получение взятки должностным лицом через посредника в крупном размере". Кроме того, Александр Шишкин обвинялся в превышение должностных полномочий. Следствие установило, что чиновник использовал в личных целях государственный автотранспорт. А также, организовал бесплатное незаконное подключение к электричеству своего коттеджа. В ходе судебного разбирательства Шишкин полностью признал вину.
Любовь Чижова: Чем борьба коррупции при бывшем президенте Владимире Путине отличается от антикоррупционной концепцией, предложенной Дмитрием Медведевым? Рассуждает президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров.
Георгий Сатаров : При Путине никакой концепции не было. Насколько я помню, там серьезных попыток ее создавать не предпринималось. А в остальном различий никаких нет, потому что та концепция, которая... Ну, это не концепция, это называется "Национальны план противодействия коррупции", подписанный 31 июля Медведевым, она, в общем-то, для какой-либо реализации, для какого-либо серьезного результата абсолютно не предназначена по нескольким причинам. Первое - в ней отсутствует диагностика. Диагноза там нет, за исключением слов, что в России уже созданы законодательные основы противодействия коррупции. Второе - любой план предусматривает цели и задачи, кои в этом плане отсутствуют. Любой план при наличии целей и задач предусматривает какие-то индикаторы достижения этих целей и решения этих задач, какие-то инструменты мониторинга в этой программе. Все это отсутствует в этом плане. А то, что там есть, это абсолютно случайный набор ссыпанных в кучу мер, разбитых на четыре раздела, которые собраны из нереализованной административной реформы, из наших обязательств по конвенции ооновской ратифицированной, из разных бредовых предложений, которые там помногу лет пылились в Думе. Все вот так перемешано и названо планом.
Любовь Чижова: Вы в фонде ИНДЕМ периодически обобщаете информацию об уровне коррупции в России. У вас даже есть методика - вы подсчитываете, сколько в среднем каждый обычный россиянин тратит на взятку и сколько бизнесмен тратит на взятку. Как вам кажется, в связи с тем, что в стране финансовый кризис, размеры взяток увеличатся, уменьшатся?
Георгий Сатаров : За 3-4 года уровень бытовой коррупции сильно не менялся. А вот деловая коррупция выросла во много раз. Скажем, если на взятку среднего размера в 2001 году можно было купить порядка 30 метров жилья, по российским ценам, не по московским, конечно, то в 2005 году можно было уже купить апартаменты размером больше 200 метров. Так это росло.
Что касается прогноза. Я думаю, что вырастет озлобление тех, кто платит взятки. В первую очередь это может приводить и к тому, что взятки будут платить все реже и отказываться от крупных взяток. Конечно, это негативно повлияет на самый главный рынок в нашей стране - рынок коррупции.
Любовь Чижова: Но пока об исчезновении коррупции ничего не известно. Скорее наоборот: по данным ВЦИОМ, 74 процента россиян отмечают «высокую» или «очень высокую» степень распространения коррупции в обществе. Половина граждан признались, что хотя бы раз в жизни давали взятку. В день борьбы с коррупцией Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трасперенси Интернешенл-Россия» начинает новый интернет-проект - «Антикоррупционный сетевой кабинет». Рассказывает директор центра Елена Панфилова.
Елена Панфилова : Мы презентуем портал, основная цель которого - уж коли мы не можем победить коррупцию в целом, то хотя бы попытаться сделать так, чтобы бытовых взяток, которые наиболее остро ранят простых граждан, чтобы таких взяток стало поменьше. Портал "Антикоррупционный сетевой кабинет" предоставляет возможность гражданам узнать, как получить ту или иную государственную услугу, ту или иную информацию из государственных органов без взяток. Фактически мы предлагаем гражданам путеводитель по государственным услугам, по государственным муниципальным органам с четкими инструкциями, как и что надо делать, куда идти, когда идти и с кем общаться, чтобы получить услугу быстро, качественно и без дополнительных платежей.
Любовь Чижова: Эксперты отмечают, что наиболее коррумпированными сферами и институтами общества россияне считают ГАИ, местные власти и милицию. Также гражданам приходится давать взятки медицинским работникам, сотрудникам образовательных учреждений и регистрационных органов. Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов оценивает уровень коррумпированности в России как очень высокий и предлагает свой рецепт борьбы со взятками.
Кирилл Кабанов : Я выстроил отношения так, что я не унижаю себя. Почему я должен кому-то что-то отдавать. Я имею то же самое, если в больнице или еще что-то. Своего рода это коррупция, но у меня просто дружеские отношения с врачами. Сотрудникам ГИБДД я принципиально не плачу взяток, пытаясь принципиально не нарушать. Потому что это есть унижение. Я, наверное, себя просто уважаю.
Любовь Чижова: А у вас есть рецепт, как победить коррупцию в России?
Кирилл Кабанов : Конечно. Во-первых, совершенно понятный рецепт - это реальная политическая конкуренция и независимые СМИ. Дальше - это ощущение самих граждан, что коррупция опасна. Причем это является источником опасности и угрозы для членов семьи. Это является угрозой для формирования элиты, поскольку у нас изменилось сознание. У нас нужно формировать репутационные риски. У человека должна быть репутация. Не то, чтобы, когда у тебя в ВУЗе спрашивают - откуда у твоего папы такие деньги? - а ты отвечаешь, что у тебя папа депутат или чиновник. Чтобы тебе не могли сказать, что у тебя папа просто вор.
Любовь Чижова: Кирилл Кабанов считает, что отучить российских чиновников брать взятки может высокая зарплата, стабильный социальный пакет и адекватная уголовная ответственность. Ну, а обычные россияне, у которых эти взятки вымогают, должны научиться их не давать.