Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.
Андрей Шароградский: Лидеры стран Европейского союза единогласно поддержали пакет мер по борьбе с глобальным потеплением. Об этом заявил президент Франции Николя Саркози. Проблемы потепления обсуждались сегодня в Польше. Участники международной конференции ООН по вопросам изменения климата подвели итоги 12-дневной работы этой встречи.
Любовь Чижова: В числе прочих вопросов участники конференции в Познани обсуждали, как действует Киотский протокол - документ, объединяющий страны, готовые бороться с выбросами СО2. Он вступил в силу в феврале 2005 года благодаря тому, что его ратифицировала Россия, на ее долю приходится почти 18 процентов выбросов парниковых газов. Киотский протокол подписали более 140 государств, кроме США, Индии и Китая. И пока что эти страны не особо стремятся к нему присоединиться, говоря, что это экономически невыгодно. Так что нынешний саммит скорее площадка для подготовки следующий переговоров по климату, которые через год пройдут в датском Копенгагене. О том, что происходит в Познани, мне рассказал руководитель Энергетической программы Гринпис в России, участник конференции Игорь Подгорный.
Игорь Подгорный: На конференцию приехали около 10 тысяч делегатов, поэтому можно представить просто по масштабам, что работа велась серьезная, и проблемы, которые обсуждались, конечно, волнуют всех.
Любовь Чижова: Что говорят на конференции, как экономический кризис сказывается на борьбе с изменениями климата?
Игорь Подгорный: Экономический кризис - это не причина для бездействия. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун еще раз это очень четко подчеркнул, что если активные действия не начнутся сейчас, то нынешний экономический кризис через несколько лет может показаться, скажем так, детской забавой.
Любовь Чижова: Существует Киотский протокол и европейские соглашения по ограничению выбросов СО2 в атмосферу.
Игорь Подгорный: Это инициатива Евросоюза, и она плотно обсуждается здесь, это так называемый климатический пакет соглашений. Известно, что Европейский союз выступает за довольно жесткие ограничения - 25-40 процентов от выбросов, но здесь очень много дискуссий.
Любовь Чижова: Что такое торговля квотами на выброс СО2?
Игорь Подгорный: Торговля квотами - это один из механизмов Киотского протокола. У каждой страны есть определенное количество квот на выбросы. Некоторые страны в силу ряда особенности могут, скажем так, не выбрать эти квоты, а они могут ими торговать. И сейчас всем понятно, что Киотский протокол - это был первый опыт вообще какой-то работы, попытки экономически как-то заинтересовать страны. Сейчас, конечно, идет разговор о том, что могут быть финансовые механизмы, и механизм гибкости Киотского протокола, торговля квотами, совместного осуществления, возможно, их можно как-то пересмотреть, может быть, улучшить, усовершенствовать.
Любовь Чижова: Российская позиция по поводу уменьшения выбросов СО2 какой остается сейчас?
Игорь Подгорный: В моей презентации российская сторона рассказывала в основном о наших национальных особенностях, которые, безусловно, нам не помогают в разработке по климату, - это и холода наши, и большие расстояния. И в том числе, было указано, что в России планируется дальнейший рост энергопотребления. Но вот многие общественные организации, в частности, Гринпис, не разделяю эту точку зрения и готовы предложить варианты. Существуют сценарии нефтеуглеродного развития экономики, и, в общем-то, в мире известно, что не всегда рост благосостояния, рост промышленности, рост ВВП должен обязательно как-то сопровождаться повышением энергопотребления и, соответственно, повышением выбросов.
Любовь Чижова: Говорил Игорь Подгорный из российского отделения Гринпис.
Специалисты уверены, что количество вредных выбросов СО2 в атмосферу, из-за которых происходит изменение климата, можно значительно снизить, достаточно использовать энергосберегающие ресурсы и повышать энергоэффективность. О том, как все это реализуется в России, я побеседовала с Инной Грицевич из российского отделения Всемирного фонда дикой природы.
Инна Грицевич: В России закон об энергосбережении был принят больше 10 лет назад. К сожалению, закон оказался совершенно не работающим, мертворожденным ребенком. Единственное как бы что можно сказать про него, что вреда он особого не принес. В этом году после указа президента о повышении энергоэффективности российской экономики на 40 процентов к 2020 году началась некая деятельность по формулированию нового закона. Велась она достаточно кулуарно, к сожалению, поэтому к ней было мало экспертов привлечено. Первый вариант закона, который прошел первое чтение, был совершенно ужасным. Но слава богу, после первого чтения были привлечены эксперты, и сейчас вот вторая версия, которую я видела на днях, она уже выглядит, во всяком случае, не шокирующе. В ней прописаны такие вещи, как энергоаудирование, предполагается разработка планов на региональном уровне по энергосбережению, а также на федеральном уровне. Правда, тут сразу немножко как-то возникает неприятное воспоминания о пятилетних планах советской власти, которые никогда не выполнялись, но посмотрим. Есть такой пункт о том, чтобы устанавливать показателия повышения энергоэффективности для бюджетных организаций. Одна из проблем, такая неизбывная проблема российской экономики - это наша катастрофическая энергоемкость. Начинают падать доходы нашего бюджета, во всем мире развивается экономический кризис, соответственно, падают доходы населения, и так далее, и тому подобное. При этом планы по повышению тарифов на энергию пока не пересмотрены. И это значит, что и предприятиям и населению единственное, что остается делать в новых условиях, это повышать энергоэффективность, то есть сокращать потребление энергии. Ну, в рамках отдельно взятой семьи довольно простые вещи. Во-первых, начиная с того, что поменяйте лампочки, поменяйте свои лампочки накаливания на энергосберегающие лампы. Включайте свет, не лейте воду попусту. Посмотрите, чтобы ваши краны не текли. Установите приборы по измерению расхода воды, например, горячей и холодной. И вы увидите, что, на самом деле, как правило, вы потребляете воды меньше, чем вы платите. И плюс есть психологический момент, что когда человек видит, что деньги все набегают, набегают, набегают, то он как-то начинает думать, что, вообще говоря, надо как-то экономить, что-то изменить в своем поведении. Утеплить окна. В конце концов, может быть, даже вы своей семьей не сэкономите много, но в конечном итоге мы все живем в этой стране, и наша экономика, наша система в целом будет расходовать меньше энергии впустую.
Любовь Чижова: Говорила Инна Грицевич из Всемирного фонда дикой природы.
В ученом мире существуют как сторонники теории изменения климата, так и ее противники. Однако первых все-таки большинство, и они указывают, что эти изменения видны невооруженным глазом каждому. Это аномально теплые зимы в средней полосе России, невиданная летняя жара в Европе и другие природные явления, ранее не наблюдавшиеся. Льды в Арктике за последние 50 лет стали тоньше на 40 процентов. Ущерб от изменения климата исчисляется миллиардами долларов, поэтому в последнее время этой проблемой озабочены не только экологи, но и политики.