Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Олег Кусов, Татьяна Вольтская.
Кирилл Кобрин: Накануне оппозиция провела попытки провести "Марши несогласных" в Москве и Петербурге. Всего в российской столице милиция задержала 90 человек, которых потом доставили в разные ОВД столицы. По официальной информации, большинство из них были отпущены вчера вечером. Как утверждают участники акции протеста, задержания сопровождались избиениями. Среди задержанных был один из лидеров коалиция "Другая Россия" Эдуард Лимонов и пресс-секретарь запрещенной НБП Александр Аверин.
Олег Кусов, Москва: Представители московской милиции утверждают, что большинство задержанных в ходе вчерашней акции протеста в Москве отпущены, но все они будут привлечены к административной ответственности. Поступают сообщения, что избитый на "Марше несогласных" Николай Андреичев по итогам обследования помещен в отделение черепно-лицевой хирургии 36-й городской клинической больницы. Его состояние утром 15 декабря оценивалось как удовлетворительное.
В понедельник в центре Москвы прошел пикет, участники которого держали плакаты "Свободу Александру Аверину!". Пикетчики скандировали лозунги "Долой полицейское государство!" и "Свободу политзаключенным!". В отношении пресс-секретаря запрещенной Национал-большевистской партии Александра Аверина возбуждено административное судопроизводство. Его обвиняют по статье "Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции", что наказывается административным арестом на срок до 15 суток.
Наш корреспондент Данила Гальперович побеседовал с бывшим исполнительным директором ОГФ Денисом Билуновым.
Денис Билунов: Власть с самого начала взяла, с их точки зрения, такую последовательную линию в отношении "Марша несогласных". После событий, которые произошли, особенно в начале марта в Петербурге в 2007 года, у них, насколько я могу судить, линия была только одна - на устрашение тех людей, которые могли бы присоединиться к "Маршу". То есть понятно, что активистов уже ничем не испугать, но главная проблема была в том для власти, что к ним может присоединиться еще довольно много людей, как это произошло на Невском проспекте. Потому что на наших глазах тогда ядро "Марша", может быть из тысячи, полутора тысяч человек, обросло случайными прохожими, теми людьми, которые сомневались, стояли где-то в стороне, весь Невский заполонили люди. Видимо, эта картинка не давала покоя тем, кто принимал решения, и они дали команду, это уже было через несколько недель в Нижнем Новгороде, когда мы увидели город на военном положении против нескольких десятков активистов. Так было по нарастающей потом всегда.
Олег Кусов: Среди задержанных был и активист движения "Оборона" Алексей Казаков. Его сотрудники ОМОНа задержали в другой части города, на выходе из "Макдоналдса".
Алексей Казаков: Вчера мы встречались в "Макдоналдсе" на проспекте Мира, посидели и, как стали выходить, мне пришла sms , то есть ребята вышли первые, что тут на входе ОМОН. Я вышел один, ко мне подошли сотрудники ОМОНа, представились, то есть было все нормально. Ничего не объясняли, ни причин задержания, ничего, попросили пройти в автобус. Это было, наверное, уже начало третьего. На Триумфальной площади я не был до этого, я собирался в другое место. Задержали меня и еще Максима Петровича, моего знакомого, и четверых прохожих, которых я не знаю, которые про "Марш несогласных" услышали только в ОВД. На всех составили протокол об участии в несанкционированном мероприятии. У нас изъяли растяжку, но растяжка была моя, из пакета не вынималась. Было бы это глупо, потому что у входа стоял ОМОН, и ничего такого там сделать было просто невозможно.
Я был в нарушение закона больше пяти часов, хотя задержание по статье, по которой меня обвиняют, предполагает задержание до трех часов. У нас пытались, причем у всех, даже у прохожих, снять незаконно отпечатки пальцев. Я им сказал, что этого не надо делать, что сотрудники не имеют права этого делать.
Олег Кусов: Алексей, как вы можете объяснить такое нервозное поведение сотрудников милиции во время этого протестного мероприятия? Вчера очень жестко действовали милиционеры.
Алексей Казаков: Очевидно, что в стране есть проблемы, что кризис экономический, что политическая система тоже у нас не в лучшем состоянии, есть определенные трудности с этим. Власть начинает нервничать, режим начинает принимать все более репрессивные меры к тем, кто не согласен.
Олег Кусов: На Пушкинской площади примерно в 13.30 я наблюдал, как омоновцы разогнали небольшую группу ветеранов, участников организации "Союз советских офицеров". Двоих из них, генерал-лейтенанта Алексея Фомина и вице-адмирала Березина, на глазах изумленных прохожих люди в милицейской форме с дубинками грубо волокли в автобус. Активист ветеранской организации, представившийся Анатолием, рассказал мне о том, что последовало за их задержанием.
Анатолий: Меня милиция хамским образом отбросила на тротуар, применяя насилие. Людей всех оттеснили, сделали коридор, таким образом расправились с советскими офицерами. Они хотели сюда подойти, к этому "Маршу".
Олег Кусов: В Петербурге так же состоялась акция протеста оппозиции, во время которой задержаны 61 человек.
Татьяна Вольтская, Санкт-Петербург: На митинг в саду Чернышевского, который в Петербурге разрешили вместо "Марша несогласных", сумели добраться немногие - от 200 до 400 человек. Можно предположить, что зрелище массовых задержаний, начавшихся в два часа дня у Гостиного двора, не слишком ободрило тех, кто собрался оттуда идти на митинг. Милиционеры под громкие крики "Позор!" забирали в основном молодых людей, кричавших лозунги или имевших в руках знамена, но и пожилых с плакатами в защиту Конституции или против произвола властей тоже уводили в автобусы. Всего, по официальным данным, был задержан 61 человек, мировые суды, работавшие круглосуточно, несмотря на выходной день, большинству присуждали штраф в 700 рублей за административные нарушения. Все же часть людей дошла по Невскому проспекту до сада Чернышевского, среди них - Надежда Васильевна.
Надежда Васильевна: Мы пришли, чтобы сказать нет - этой власти, нет - этому правительству, нет - беззаконию.
Татьяна Вольтская: Лидер петербургского "Яблока" Максим Резник высоко оценивает мужество людей, пришедших на митинг, и не может понять, почему ОМОН и 3 тысячи милиционеров были брошены властями против горстки людей.
Максим Резник: Их вообще не волнует, что вы хотите сказать. Их волнует сам факт того, что вы хотите сказать, неважно, что.
Татьяна Вольтская: Во время акции милиционеры внимательно снимали всех участников на камеру.
Максим Резник: База данных "несогласных", зафиксированных милицией, растет ни по дням, а по часам. Даже те "яблочники", которые не собирались принимать участие в "Марше", вчера были, так сказать, подвергнуты психологической обработке в смысле подписания каких-то документов. Мои коллеги по бюро петербургскому были задержаны, их попросили подписать нелепую бумагу о том, что они идеологически против беспорядков. В общем, они подписали, что они заодно и против авторитаризма, так, чтобы было понятно.
Татьяна Вольтская: После митинга в отношении Максима Резника была провокация - неизвестные в кафе облили его грязью из ведра, а потом один из них написал заявление в милицию, что Резник его избил, так что лидеру "Яблока" снова грозит возбуждение уголовного дела.
Олег Кусов: Задержанных во время митинга протеста в Петербурге отпустили только к утру.