Российскую юстицию возвращают в тоталитаризм. Таким заявлением ведущие правозащитники страны отреагировали на внесенный в Думу на прошлой неделе законопроект, существенно корректирующий понятия шпионажа и государственной измены.
«Только недавно по российской юстиции был нанесен страшный удар, — говорится в заявлении, — во многом перечеркнувший результаты судебной реформы начала 90-х годов. Целых семь статей Уголовного кодекса, так называемые преступления против государства, были выведены Государственной думой из компетенции суда присяжных. Однако власти не успокоились на достигнутом и продолжают торопливо ликвидировать демократические элементы, которые еще содержатся в Уголовном кодексе. Правительство предложило радикально расширить понятие государственной измены, серьезно изменено и понятие шпионажа, к нему хотят причислить даже консультативную и иную помощь международным организациям. Не только оппозиционную деятельность, но даже просто сообщение о происходящем в стране уже приравнивают к службе вражеским державам. Через полвека страшные формулировки возвращаются. Мы призываем политиков и общественных деятелей, чиновников и людей из народа, интеллектуалов и художников вместе выступить против принятия сталинско-гитлеровских по духу законов. С призывом остановить новый 1937 год».
«"Единая Россия" через колено ломает законодательство Российской Федерации и наше общество», — уверен лидер общероссийского движения "За права человека" Лев Пономарев. По его мнению, этот законопроект фактически возвращает уголовное преследование за выступления против государственного строя и руководства страны. Под ударом оказывается каждый, кто взаимодействует с иностранцами, но в первую очередь — правозащитники и журналисты, заявил Лев Пономарев на встрече с прессой в среду.
Появление такой обоймы законов связано с тем, что власть опасается реакции граждан на неумение руководства страны справиться с кризисом, считает председатель Московской хельсинкской группы Людмила Алексеева.
«Ситуация ухудшается с каждым днем, увеличивается число безработных. Причем какой-то у нас кризис удивительный, — отмечает Алексеева. Нефть дорожала, и нам объясняли, что бензин дорожает, потому что нефть дорожает. Теперь нефть подешевела — бензин все равно не дешевеет. И продукты дорожают, и коммунальные услуги дорожают. Когда, несмотря на наступающий кризис, все тяготы ложатся на плечи рядовых граждан, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что могут происходить беспорядки. Все мы экстремисты, ну, все! Если ты человек, если ты в состоянии разговаривать — ты уже экстремист, потому что можешь сказать: "Ай-ай-ай, бензин подорожал" — и вот ты уже против государства. Такая же каучуковая формулировка насчет шпионажа».
Принятые поправки позволяют любого гражданина усадить за решетку, предупреждает ответственный секретарь общественного комитета защиты ученых Эрнст Черный. Он напоминает, что в отношении осужденных ученых Сутягина и Данилова до сих пор не удается ничего сделать. «Ни одного доказательства того, что эти люди совершили государственную измену, не существует, — говорит Эрнст Черный. — Но Сутягин получил 15 лет, а Данилов — 13 лет строго режима. Все, что происходит в нашей стране, является секретным».