Юрий Жигалкин: Барак Обама готов решать в стенах Белого дома больше вопросов, чем обычно. Он создает несколько новых управлений, которые возьмут на себя функции, отводимые в прошлом различным министерствам.
Аллан Давыдов: За месяц до прихода в Белый дом будущий президент демонстрирует готовность сосредоточить в своих руках гораздо больший контроль за решением важных экономических и социальных проблем, чем тот, что брали на себя его предшественники. Создав в Белом доме центры по координации вопросов в области здравоохранения, городской политики и энергетических инициатив, Барак Обама дал понять, что не намерен по традиции чрезмерно полагаться на аппараты министерств. В то же время проводимая Обамой реорганизация подразумевает готовность стимулировать конкуренцию идей, исходящих от центров власти внутри администрации. Но как это будет выглядеть на практике - пока не ясно. Обама не только создал новые должности для курирования ключевых сфер. Он населяет вновь создаваемые под крышей Белого дома управления фигурами, по своему положению равными или превосходящими назначенных им министров, включая двух бывших членов правительства и бывшего лидера сенатского большинства.
Реорганизационные мероприятия Обамы указывают на отказ от приоритетов Джорджа Буша, который значительную часть своего пребывания в Белом доме посвятил формированию нового аппарата национальной безопасности, исходя из требований времени военных действий и террористических угроз. По сведениям некоторых представителей переходной команды Обамы, в ней сейчас зреют идеи о включении созданного Бушем совета по внутренней безопасности при Белом доме в совет по национальной безопасности. А также о том, чтобы снова поручить координацию операций в Ираке и Афганистане советнику президента по национальной безопасности, а не держать для этого специальную должность, учрежденную полтора года назад.
В контексте смены приоритетов Белого дома весьма показательным стало включение в группу, занимающуюся природоохранными и энергетическими проблемами ученых с мировым именем. Барак Обама заявляет о намерении сделать научную мысль одним из компонентов принятия важных политических решений.
Барак Обама: Правда состоит в том, что повышение значимости науки касается не только обеспечения природными ресурсами. Оно касается защиты свободных и открытых исследований, гарантий против искажения или замалчивания фактов и свидетельств политикой или идеологией. Оно касается возможности выслушивать наших ученых даже тогда, когда это кажется неудобным.
Аллан Давыдов: Наблюдатели говорят, что Белый дом поворачивается лицом к науке после того, как администрация Буша в течение восьми лет скептически воспринимала призывы ученых к сокращению выброса парниковых газов.
В целом, как отмечают эксперты, Барак Обама сформировал ядро своего кабинета, состоящее из 15 человек, быстрее, чем кто-либо из его предшественников в последние десятилетия. Этот состав заметно диверсифицирован: в него вошли шестеро членов конгресса, трое губернаторов (нынешних и бывших), двое республиканцев, три женщины, афроамериканец, трое американцев испаноязычных и двое - азиатского происхождения.
Юрий Жигалкин: Далеко не праздничный прогноз предложил накануне Рождества главный экономист Международного валютного фонда. Тем, кто надеялся на улучшение экономической ситуации в Новом году, не стоит обольщаться. Показатели уверенности потребителей и предпринимателей упали до уровня, невиданного со времени начала опросов, сказал Оливье Бланшар. Если правительства хотят предотвратить сползание к Великой депрессии, они должны стимулировать рост потребления. До сих пор термин «великая депрессия» мелькал в комментариях специалистов, как метафора. Впервые о возможности депрессии заговорил официальный представитель серьезной институции. Перемена тона заявлений сотрудников МВФ и Всемирного банка, происшедшая за год, поразительна. Сдержанный оптимизм годичной давности сменился неограниченным пессимизмом. Они ошибались год назад, стоит ли верить этим прогнозам сегодня? Вопрос профессору экономики сотруднику Гуверовского института Михаилу Бернштаму.
Михаил Бернштам: Дело в том, что краткосрочный экономический рост связан с количеством денег в экономике. Во время Великой депрессии рухнули тысячи банков, и не отслеживали в достаточной степени количество денег в экономике. Денежная масса из-за краха банков упала на 30 процентов. Соответственно, валовый внутренний продукт упал на 30 процентов. Сейчас Федеральная резервная система Соединенных Штатов, Европейский центральный банк, банк Японии, банк Великобритании делают все, чтобы сохранить денежную массу. Она сокращается. Из-за этого происходит рецессия, потому что банки не кредитуют друг друга, банки не дают кредита предприятиям. Естественно, из-за сокращения кредита сокращается денежная масса. Но Федеральная резервная система и другие центральные банки сами будут выпускать кредит. До тех пор, пока они отслеживают денежную массу и выпускают кредит, они не могут предотвратить рецессию, но они могут предотвратить Великую депрессию. О Великой депрессии, в которой треть экономики рухнула, четверть населения оказалась на улице, без работы речи не идет.
Юрий Жигалкин: Ну, а можно ли говорить об этом в контексте развивающихся экономик, скажем, российской?
Михаил Бернштам: Для ряда развивающихся экономик очень глубокая рецессия и даже депрессия вполне возможна. Более того, возможна рецессия и даже депрессия в экономиках, которые оказались в глубокой задолженности перед западными странами, там, где они живут за счет западных кредитов, а не собственных сбережений. Китай живет за счет собственных сбережений. Россия живет за счет западных кредитов. Падение цен на нефть скажется на бюджете, бюджет не сможет стимулировать экономику. В этой ситуации вполне возможно, что рост, который сейчас замедлился, может в следующем году даже перейти в рецессию. В экономиках еще более слабых, чем Россия, таких как Украина, некоторые страны Юго-Восточной Европы, может возникнуть депрессия.
Юрий Жигалкин: Историческую, невыполнимую до сих пор задачу ставит перед собой администрация новоизбранного президента Обамы: в кратчайший срок повернуть вспять лавину экономического кризиса. По словам будущего вице-президента Джозефа Байдена, усугубление проблем заставляет будущую администрацию ставить перед собой более дерзкие задачи. Главная из них - создать в ближайшие два года три миллиона новых рабочих мест. Как, за счет чего и во сколько ее осуществление может обойтись налогоплательщикам, Байден пока не говорит, он лишь заявил во вторник, что администрация Обамы близка к достижению взаимопонимания с законодателями относительно того, какие расходы потребуются для того, чтобы достигнуть цели. Эксперты говорят, что конгресс готов израсходовать от почти 700 до почти 800 миллиардов долларов, кое-кто округляет сумму до триллиона.
Барак Обама примет президентскую присягу, положив руку на ту же самую Библию, на которой давал клятву его легендарный предшественник Авраам Линкольн. Для этого так называемая "Библия Линкольна", один из экземпляров обычного издания, отпечатанного в Оксфорде в 1853-м, будет на короткое время заимствована из библиотеки конгресса, где она хранится в специальном хранилище, для церемонии инаугурации нового президента. Барак Обама сознательно подчеркивает свою связь со знаменитым предшественником, с которым их объединяет и скромное происхождение, и профессия, и политическая база - Иллинойс. Как и его герой, Обама отправится вступать в должность в Вашингтон на поезде, с остановками в нескольких городах.
Госсекретарь Кондолиза Райс привлекает наибольшее внимание в Вашингтоне со стороны иностранных лидеров, если судить по подаркам, врученным руководителю внешнеполитического ведомства иностранными знаменитостями. В списке официальных подарков, обнародованном госдепартаментом, числятся ювелирные украшения из бриллиантов и рубинов от саудовского короля Абдуллы стоимостью в 165 тысяч долларов. Чуть скромнее в выражении своих чувств оказался король Иордании Абдулла, его подарок - колье, браслет, сережки и кольцо с бриллиантами и изумрудами - оценен в 145 тысяч долларов. Интересно, что драгоценности, подаренные ближайшей сопернице Кондолиззы Райс первой леди страны саудовским монархом, стоят наполовину меньше. Самым скромным в материальном выражении подарком стало приношение Далай Ламы Лоре Буш - несколько сухофруктов и орехов. Самым необычным - шведская бензопила, подарок президенту Бушу от премьер-министра Швеции, который разделяет с президентом его любовь к простым радостям. Все подарки являются собственностью американского государства.
Во вторник анкеты для голосования были разосланы 5810 членам киноакадемии, которые будут голосовать за лучшие киноработы года. Как говорят, нынешний сезон "Оскаров" - наименее предсказуем, поскольку нет явного одного-двух претендентов на звание главной картины года. Но еще более загадочна ситуация вокруг лучшего фильма на иностранном языке.
Ян Рунов: В прошлом году один из ведущих претендентов на «Оскара» - израильский фильм «Визит оркестра» - проиграл конкурс из-за чисто бюрократических препон: в нём диалоги оказались чуть больше, чем на 50%, на английском языке. В 2002 году кинокартина палестинского производства «Божественное вмешательство», получившая признание в Каннах, не была номинирована на «Оскара», поскольку отборочный комитет не знал, квалифицировать ли Палестинскую автономию как страну. Несмотря на художественные достоинства румынская лента «4 месяца, 3 недели и 2 дня», поднимавшая проблему абортов, не была в прошлом году номинирована на «Оскара», поскольку идея фильма была чужда убеждениям большинства членов отборочного комитета. Дабы сократить возможность подобных ошибок, американская Академия киноискусства делает попытки изменить систему отбора и этим облегчить работу членов комитета, добиться большей объективности в оценках, избежать политических скандалов.
Два года назад система отбора была изменена. Прежде несколько сот членов академии выбирали пять кинокартин для номинации на «Оскара», с недавнего времени решено выдвигать девять. Затем эти девять фильмов смотрит комиссия из 30 членов киноакадемии, которые для номинации выбирают пять. Казалось, новая система более совершенна. Но она дала осечку в прошлом году, когда признанные во всём мире фильмы «4 месяца, 3 недели и 2 дня» (Румыния) и мультипликационный «Персеполис» (Франция) были исключены из числа девяти номинированных. В этом году решено ещё более усложнить систему. Членам комитета по отбору иностранных фильмов, выставленных разными странами на получение премии «Оскар», пришлось посмотреть в этом году рекордное число - 67 кинофильмов. В разных странах представлению того или иного фильма на «Оскара» предшествуют закулисные политические интриги. Члены американской киноакадемии стараются держаться от политики как можно дальше. И всё же, по признанию американских кинокритиков, система отбора иностранных фильмов никогда не достигнет желаемого баланса. Например, казалось бы, справедливый принцип - от одной страны может быть представлен только один фильм - даёт равные возможности всем странам. Однако, о какой справедливости может идти речь, если и Франции разрешается выставить только один фильм, и какой-нибудь стране, выпускающей всего один фильм в год? А если у Франции вышло два великолепных фильма? Почему нельзя выдвинуть на «Оскара» оба? В этом году критики выделяют такие, уже получившие международные премии на различных фестивалях фильмы, как израильский «Вальс с Баширом», французский «Класс», итальянский «Гоморра», российский «Русалка», казахстанский «Тюльпан», германский «Комплекс Баадер-Майнхоф» и ряд других... Какие из них войдут в окончательный список претендентов на «Оскара», мы узнаем в январе.