Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Наталья Голицына .
Андрей Шарый : В Великобритании опубликована и сразу стала бестселлером новая биография Джона Леннона, самое полное описание жизни и творчества легендарного музыканта группы «Битлз». В книге под названием «Джон Леннон. Жизнь» использовались новые, не публиковавшиеся ранее документы и воспоминания. С автором книги английским писателем и журналистом, биографом группы «Битлз» Филиппом Норманом беседовала корреспондент Радио Свобода Наталья Голицына.
Наталья Голицына : Бесспорно, что книга Филиппа Нормана не только самое полное жизненного пути Джона Леннона, а это том в 850 страниц, но и самый объективный, честный и непредвзятый рассказ о невероятно противоречивом характере легендарного музыканта. Образ Леннона предстает в книге более сложным и многообразным, чем в его предыдущих биографиях. Филиппу Норману удалось не только получить доступ к новым документам, но и поговорить со многими близко знавшими легендарного битла людьми. Его вдова Йоко Оно часами рассказывала автору книги о тайнах ее семейной жизни, нередко производящих шоковое впечатление.
В книге, в частности, использованы обширные интервью с Полом Маккартни, с главой фирмы грамзаписи «Эппл» Джорджем Мартином и сыном Леннона Шоном. Все это позволило автору, опираясь на огромный фактический материал, впервые воссоздать живой образ гения поп-музыки во всех его проявлениях – в музыке, политике, общественной деятельности, семейной жизни и культурных пристрастиях.
В интервью Радио Свобода Филипп Норман говорит о противоречивом характере Джона Леннона.
Филипп Норман : Сам он выдавал себя за очень крутого, очень саркастичного, лишенного сантиментов прагматичного человека. Однако существовала и другая сторона Джона, намного более мягкая, более романтическая и очень неуверенная и в своем замечательном таланте, и в своих песнях. Ему всегда казалось, что все, что он делает, недостаточно хорошо. Он чувствовал неуверенность по отношению к самому себе. Он ощущал дискомфорт в собственном естестве. Это то, что он скрывал от людей. Вопреки расхожему мнению, он не был наркоманом, в смысле безнадежной зависимости от наркотиков. Он употреблял и мягкие наркотики, и героин. Однако решил отказаться от героина. Ему это удалось.
Наталья Голицына : Вы не упомянули о политических убеждениях Леннона. А между тем писали, что он был левым экстремистом и даже поддерживал терроризм.
Филипп Норман : То, что Джон делал в 60-е годы, в наши дни делают такие звезды как Боно и Боб Гелдоф. Сейчас мы считаем, что это нормально. Когда в 60-х Джон говорил о политике и гуманитарных проблемах, его называли самонадеянным и некомпетентным, поскольку он всего лишь поп-звезда. Бытовало даже мнение, что он невменяем. Во многом он опередил свое время. Впоследствии Джон очень изменился. Он не был последователен и тверд в своих убеждениях. Однако если он во что-то верил, что в этот момент он верил в это искренне и страстно.
Наталья Голицына : В какой среде проходило становление Джона Леннона?
Филипп Норман : Обычно думают, что Джон Леннон происходил из ливерпульского рабочего класса, что абсолютно неверно. Он принадлежал к среднему классу. Воспитавшая его тетка Мими была очень озабочена своим социальным положением. Она не позволяла Джону говорить с явно выраженным ливерпульским акцентом, как говорили другие дети. Джон вырос в очень комфортабельных условиях. Он регулярно питался. Ему покупали школьную форму. И во многих отношениях у него было счастливое детство. У воспитавшей его тетки были три сестры, которые прекрасно относились к нему. Тем не менее, Джон часто испытывал боль из-за того, что рос без отца и матери. Мать Джона сплавила его Мими и жила поблизости от нее. Так что, Джон мог с ней часто встречаться, хотя у него никогда не возникало ощущения, что это его настоящая мать.
Наталья Голицына : Музыкальные критики много писали о неоднозначных и напряженных отношениях Леннона и Маккартни. Как бы вы их охарактеризовали?
Филипп Норман : На самом деле, я бы не назвал их отношения напряженными. Они были удивительно удачными партнерами. Начать с того, что они писали песни совместно, и часто писали их для поп-чартс. Позднее, когда они уже сочиняли раздельно, они продолжали помогать друг другу. Нередко один завершал работу другого. Это были взаимодополняющие личности. Для выступающего ансамбля было очень необычным, что оба они сочиняли и слова и музыку. Джон был более прирожденным композитором, хотя и Маккартни блестящий композитор. Но талант Джона выходил за эти рамки. Он был также поэтом, писателем, художником.
Думаю, что если бы Джон дожил до нашего времени, никаких трений между Маккартни и Ленноном не возникло бы. Продюсер группы «Битлз» Джордж Мартин рассказывал мне, что Джон, сочиняя, начинал со слов, тогда как Маккартни начинал с мелодии, которая всегда была у него в голове, а слова он подбирал чуть ли не через неделю после этого. У Джона был намного более медленный и инстинктивный подход к сочинению песен.
Наталья Голицына : Говорил автор новой биографии Джона Леннона Филипп Нормам.