Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Игорь Карней.
Андрей Шарый : По подсчетам белорусских экономистов, из-за одномоментной девальвации национальной валюты население республики потеряло около 1 миллиарда долларов. Прежде всего, пострадали держатели рублевых вкладов в банках. Национальный банк Белоруссии 1 января объявил со 2 января новый курс рубля к важнейшим валютам – 2650 рублей за 1 доллар (против прежних 2200). Из Минска передает корреспондент Радио Свобода Игорь Карней.
Игорь Карней : Новость о девальвации белорусского рубля со 2 января появилась в сообщениях информационных агентств накануне вечером, когда большинство людей физически были не способны осмыслить суть происходящего. Возле обменных пунктов выстроились огромные очереди. Кто не успел конвертировать деньги 1 января, потерял как минимум 20 процентов своих сбережений. Возле «обменников» - огромные очереди. Теперь уже обратный процесс - сдать доллары, евро, российские рубли, чтобы приобрести пока еще дешевый товар за белорусские рубли в магазинах. Мужчина из очереди озвучивает общий порыв толпы:
Житель : Белорусские рубли хочется «сбагрить» побыстрее. Сейчас это просто бумажки. Пока еще возможно, много вещей реально купить. На рынке уже цены пересчитали, а в магазинах они пока еще остаются старые.
Игорь Карней : До 4 января в отделе бытовой техники минского гипермаркета «Корона» раскупили практически все. Сотрудники рассказали, что на выходные магазин «штурмовали» почти до ночи. По словам продавцов, даже случилась драка из-за последнего кухонного комбайна. Не переоцененная техника подешевела автоматически. Экономия на стиральных машинах – до 150 долларов, на холодильниках – 200 долларов, на телевизорах – 300 долларов и больше. Причем, а жиотаж по всей стране. Заведующая одного из магазинов Могилева рассказала, что после двух дней «набегов» покупателей получила указание «срочно закрываться на переучет»:
Заведующая : До Нового года об этом никто даже речи не вел, а буквально сегодня позвонили, сказали закрывать магазин и делать переоценку. Успели продать, конечно, многое. Магазин практически пустой. Все продано буквально за два дня – за 3 и 4 января. И причем не только телевизоры белорусского производства, но и импортная бытовая техника – чайники и так далее. Просто ломился магазин от людей – где-то раза в два было покупателей больше, чем в обычные дни.
Игорь Карней : Директор магазина бытовой техники в Минске рассказал - люди покупают все подряд, даже без консультаций - чтобы деньги потратить. Кстати, если в магазинах старые цены держались несколько дней, то на рынках они поменялись со 2 января: «Все закупки делаем в долларах, поэтому с изменением курса цены на товары соответственно возросли на 20 процентов», - пояснил один из торговцев.
На резкую девальвацию рубля, как говорят в Национальном банке, Белоруссию подвиг Международный валютный фонд. Как заявил представитель банка Анатолий Дроздов, девальвация была одним из условий получения кредита МВФ в размере 2,5 миллиарда долларов. Однако, как уточнил Дроздов, тактику никто не навязывал и сценарий одномоментного снижения курса был выбран самостоятельно:
Анатолий Дроздов : Это было необходимо сделать, если мы хотели сохранить хоть какой-нибудь приемлемый курс национальной валюты и сохранить нашу экономику. И мы скорректировали курс национальной валюты как раз в тех пределах, чтобы обеспечить и конкурентоспособность наших товаров на внешних рынках и одновременно убрать потери, которые несли наши экспортеры. Естественно, если человек планировал купить иностранную валюту после Нового года, понятно, что его ждал неприятный сюрприз в банке. Кратковременное повышение цен на отдельные группы импортных товаров тоже не радует людей. Но что же делать? Это лекарство, которое нужно выпить.
Игорь Карней : Руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико считает, что в результате девальвации белорусы потеряли сотни миллионов долларов.
Леонид Заико : Людей ограбили где-то на 25 процентов, особенно тех, кто держал рублевые вклады (их сумма примерно 3 миллиарда долларов). А дальше уже начинается инфляция – на уровне 30-35 процентов минимальная. В общем, полный провал. Но единственное, какой еще может быть вариант - это переход на российский рубль.
Игорь Карней : Экс-председатель Национального банка Белоруссии Станислав Богданкевич считает, что белорусские власти попросту «подставили» народ.
Станислав Богданкевич : Я как-то был уверен, что власти с народом будут вести себя более толерантно. Буквально недавно заявляли, что стабильным будет курс, что колебания будут не более 5 процентов в 2009 году… Хотя как раз я заявлял, что девальвация будет 20 с лишним процентов, но тоже в течение года.
Игорь Карней : Специалисты прогнозируют быстрый рост цен на продукты питания. Сейчас продается товар, полученный магазинами до Нового года. Однако с января фирмы будут завозить товары с учетом нового курса, и цены на импорт вырастут на 20-30 процентов.
Декан экономического факультета Белгосуниверситета Михаил Ковалев действия властей оправдывает. По его мнению, девальвация рубля проведена «профессионально»: «Единовременное снижение курса национальной валюты не провоцирует население на конвертацию своих сбережений из рублей в доллары, - считает Ковалев. - В банках много вкладов в белорусских рублях, и если бы началась паника, это могло бы привести к более существенной девальвации», — цитирует экономиста Белорусское телеграфное агентство.