Ссылки для упрощенного доступа

Россияне считают 2008 год более трудным, чем предыдущий


Владимир Путин и Дмитрий Медведев весело смотрят в будущее. Россияне же, если верить опросам социологов, такого оптимизма не испытывают
Владимир Путин и Дмитрий Медведев весело смотрят в будущее. Россияне же, если верить опросам социологов, такого оптимизма не испытывают

По традиции, в конце каждого года Аналитический центр Юрия Левады проводит исследование, посвященное итогам уходящего года. 46 процентов россиян считают год для себя лично удачным, 32 процента – неудачным. Большинство респондентов полагают, что для страны 2008 год был более трудным, чем предыдущий. По свидетельству социологов, в последний раз такая картина наблюдалась после дефолта 1998 года. Главными событиями года стали для россиян война на Кавказе, выборы президента страны, финансовый кризис и смерть патриарха Алексия II .


Заведующий отделом социально-политических исследований Левада-центра Борис Дубинкомментирует результаты опроса:


- Год размечен, можно сказать, по сезонам. Избрание президента Медведева – весна. Война на Кавказе – лето. Финансовый кризис – осень. Кончина патриарха – зима. Можно предположить эмоциональный рисунок самочувствия россиян в течение года. Весна – время надежд. Лето – время некоторого шока от войны на Кавказе, когда большая часть населения после очень сильной обработки средствами массовой информации в конечном счете признала, что страна победила, что руководство поступило правильно. Потом следующий удар – финансовый кризис. Ну, а завершился год кончиной патриарха, по отношению к которому население в основном испытывало позитивные чувства.


- О чем говорит такой выбор главных событий года?


- Я бы сказал, что особых поводов для радости россияне не видят. И от месяца к месяцу этих радостей становилось все меньше. Предыдущие годы все-таки были обнадеживающими, а 2008 год оказался тяжелым. Но главное то, что поколебалась уверенность россиян в собственном будущем и изменилась оценка политических перспектив. Довольно заметно повысилась доля тех, кто считает, что в ближайшее время в России, скорее всего, ждет ухудшение политической жизни. То есть, от 2009 года ожидания пока не самые радужные.


- Человеком года большинство россиян по-прежнему называют Владимира Путина , как и во времена его президентства.


- Вероятно, двух первых лиц, не бывает - по крайней мере, с точки зрения большинства россиян. Отчасти такова политическая культура, таковы политические ожидания большинства российского населения. А с другой стороны, такова привычка и 90-х, и тем более 2000-х годов, когда первое лицо соединилось в сознании россиян с чувством известных успехов.


- А для вас, как для ученого, каковы итоги года, какие выводы сделаны, какие интересные наблюдения, может быть, какие открытия?


- Особых открытий, я бы сказал, у меня нет. Год начинался чувством известной уверенности большей части населения, и она была, можно сказать, создана, сконструирована, на что были брошены огромные силы. А потом уверенность стала стремительно исчезать. И это для меня и моих коллег не стало ни открытием, ни новинкой. Нам казалось, что так называемая стабильность покоится на достаточно хрупких основаниях, и в общем, вопрос времени – когда от этой стабильности буквально ничего не останется. Риторика стабильности ушла, и остался большой вопрос: на чем же строить хотя бы такое хрупкое, во многом виртуальное согласие между властью и населением, которое худо-бедно установилось в последние полтора-два года.


Эксперт Московского центра Карнеги, политолог Николай Петров, оценивая итоги 2008 года, отметил события, которые меняют ситуацию, в которой оказывается страна.


- Это в первую очередь финансово-экономический кризис, это пятидневная война на Кавказе как кульминация конфронтационного курса в отношении к Западу и демонстрация той новой силы, которой обладает Россия. Российское руководство уверено, что имеет право действовать в постсоветском пространстве так, как считает нужным. Наконец, передача власти, условная, смена президента – это третье и, наверное, наименее важное из событий года, которое, тем не менее, вместе с президентскими выборами во многом формировало политическое развитие страны.


Мне кажется, что в 2008 году мы видели завершение того политического развития, которое началось с приходом Владимира Путина к власти. По-видимому, дальше произойдет слом многих тенденций, и такой гладкости, какая была в 2008 году, уже не будет. Несмотря на ранее делавшиеся заявления о необходимости всячески сохранять, холить и лелеять Конституцию, которая обладает далеко еще не использованным потенциалом, Кремль решил ее изменить. И это иллюстрирует слом эпохи стабильности, политической эпохи Владимира Путина.


- Как Вы оцениваете перспективы развития России в новом, 2009 году?


- Я опасаюсь, что кризис, который в большинстве стран является финансово-экономическим, в России является к тому же кризисом управленческим, кризисом. Он демонстрирует крайнюю неэффективность и политической, и управленческой системы. По сути дела, мы стоим перед выбором. Вся та парадигма, которая лежал в основе путинской подели «сытого времени», должна быть пересмотрена. И если власть в состоянии сделать это сама, то нас ждет в 2009 году очень серьезная социально-политическая модернизация. А если не в состоянии - модель власти, которую мы сейчас имеем, не будет соответствовать степени сложности тех задач, которые перед страной ставит кризис. И ей на смену придет какая-то другая модель власти.


Здесь можно только строить самые разные предположения. Мне кажется, что последние шаги и действия Кремля в 2008 году пока не демонстрировали понимание ситуации и способность осуществлять эту социально-политическую модернизацию.



XS
SM
MD
LG