Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Минске Игорь Карней.
Марк Крутов: Объявленная Национальным банком 20-процентная девальвация белорусского рубля вызвала ажиотажный спрос населения страны на промышленные товары. Люди стремятся избавиться от обесцененных денег, вкладывая их в подешевевшие телевизоры, холодильники, одежду. Кроме того, вот уже две недели в банках и обменных пунктах сохраняется повышенный спрос на валюту – белорусы мало верят обещаниям властей не допустить нового обвала рубля.
Игорь Карней: Многие торговые центры по всей Белоруссии работают с полупустыми полками. В первые дни нового года покупатели в буквальном смысле «смели», прежде всего, бытовую технику, стремясь перевести обесцененные рубли в стиральные машины и кухонные комбайны. Если на рынках переоценка была произведена уже 2 января, то в крупных магазинах цены еще неделю оставались прежние. Покупатели нашлись даже на залежалый товар, который по несколько лет пылился на полках.
1 января Национальный банк Белоруссии утвердил новый курс белорусского рубля к мировым валютам. Если весь 2008 год за один доллар банки давали 2200 рублей, то со 2 января курс повысился до 2650 рублей – на 20 процентов. Соответственно, столько же потеряли держатели рублевых банковских вкладов, а также те, кто прятал неконвертированные деньги «под матрасом». Практически сразу банки столкнулись с большой проблемой – досрочным закрытием депозитов или переводом рублевых вкладов в валютные.
Больше не доверяя государству, люди дежурят возле обменных пунктов, стараясь конвертировать рубли в доллары или евро. Рассказывает заведующая отделом розничных услуг филиала «Белагропромбанка» Наталья Грибач.
Наталья Грибач: С утра, как всегда, валюту подвозим; уже стоят люди и практически сразу ее раскупают. Поэтому спрос устойчивый. Несмотря на то, что доллар укрепился, валюта все равно востребована.
Игорь Карней: На этой неделе исполнительное бюро Международного валютного фонда приняло решение предоставить Белоруссии стабилизационный кредит в размере 2,5 миллиарда долларов . Председатель Нацбанка Петр Прокопович в этой связи уточнил: еще в конце 2008 года было получено предварительное согласие на предоставление кредита, однако в ходе переговоров развернулась дискуссия о необходимости девальвации рубля. Принципиальные расхождения были по тому, как именно ее провести – одномоментно или постепенно. Нацбанк решил действовать решительно – «во избежание паники среди населения».
Как говорит руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико, чтобы получить кредит, власти «обобрали» собственный народ приблизительно на миллиард долларов.
Леонид Заико: При помощи девальвации только за одну ночь у людей отняли миллиард долларов. Отнять у населения миллиард, чтобы получить два с половиной миллиарда, – это ведь надо уметь «любить» народ. Кредит имеет больше психологическое значение – показать населению, что курс рубля может держаться. Однако это уже слабое утешение. Была сделана самая большая ошибка – и люди перестали верить в белорусский рубль.
Игорь Карней: Некоторые экономисты считают, что затея с девальвацией белорусского рубля преследует одну цель – постепенный переход на российский рубль. В Белоруссии все упорнее ходят слухи о готовящейся деноминации. Даже утверждают, что в Минск из России уже прибыл эшелон с обновленными рублями. По мнению экспертов, выровняв в пределах 30 рублей белорусский рубль с российским, появится возможность осуществить давнюю мечту сторонников союзной интеграции. Однако, по словам главного банкира Белоруссии Петра Прокоповича, такие слухи сильно преувеличены. Как утверждает Прокопович, чтобы перейти на российский рубль, только по линии центробанков двух стран необходимо подготовить около десятка соглашений, причем часть из них должна быть ратифицирована парламентами России и Белоруссии. «Даже чисто технически процедура занимает несколько лет», - подчеркивает Прокопович. Однако слишком часто люди оказывались перед свершившимся фактом, чтобы доверять оптимистичным заявлениям чиновников.