Ссылки для упрощенного доступа

Дело Бабаева: отмена вердикта не исключена


Суд согласился с предложенным обвинением наказанием для убийцы, однако в самом вердикте многое вызывает сомнения
Суд согласился с предложенным обвинением наказанием для убийцы, однако в самом вердикте многое вызывает сомнения

Обвинение не будет оспаривать приговор в отношении Расила Мамедризаева, осужденного на 16 лет за убийство лидера дагестанского отделения партии «Яблоко» Фарида Бабаева, однако может потребовать отмены вердикта целиком. Об этом заявил после оглашения приговора государственный обвинитель Гусейн Алилов. Как уже сообщало Радио Свобода, именно такого наказания и требовало обвинение, однако еще до вынесения приговора было ясно, что он вряд ли устроит обвинение, родственников погибшего и адвокатов подсудимого. Коллегия присяжных посчитала доказанным, что стрелял в Фарида Бабаева именно Расил Мамедрезаев, и в то же время по факту приобретения, хранения и ношения пистолета, из которого были произведены выстрелы, присяжные Мамедрезаева оправдали. Второй обвиняемый, Сеферали Сефимирзоев, полностью оправдан: его соучастие в убийстве присяжные сочли недоказанным.


Фарида Бабаева расстреляли вечером 21 ноября 2007 года — за 10 дней до выборов в Госдуму — в подъезде его дома в Махачкале, когда он возвращался домой из партийного офиса. Через три дня лидер дагестанского «Яблока», шедший первым номером в дагестанском региональном списке кандидатов, скончался, не приходя в сознание.


Двое подозреваемых в совершении преступления — Расил Мамедризаев и обвиняемый в соучастии Сеферали Сефимерзоев — были арестованы в марте 2008-го. Мамедризаев сразу после ареста дал признательные показания и назвал заказчиком убийства Абаса Абасова, сына главы администрации Докузпаринского района Дагестана Керимхана Абасова. Этот чиновник не раз становился объектом жесткой критики со стороны Фарида Бабаева. Однако в ходе следствия Расил Мамедризаев показания изменил, заявив, что оговорил Абасова под давлением. В новых показаниях заказчиком преступления подозреваемый назвал жителя Докузпаринского района Седредина Канберова — политического оппонента Керимхана Абасова. Соответствующая версия обвинения гласит, что Канберов спланировал убийство Бабаева с целью свалить вину на Абасова.


Сейчас Канберов находится в розыске. Его родственники приняли активное участие в судьбе обвиняемых в убийстве, по неофициальным данным, именно Канберовы наняли их адвокатов. Однако в результативной части приговора имя Седредина Канберова не прозвучало — это означало бы вынесение ему заочного приговора.


Процесс по делу об убийстве начался в октябре прошлого года. В конце концов, во вторник присяжные оправдали Сеферали Сефимерзоева по предъявленным ему обвинениям и признали виновным в убийстве Расила Мамедризаева.


Президент Дагестана Муху Алиев несколько лет назад отмечал, что политическая жизнь в республике примитивна, и ее во многом определяют отношения семей, кланов и других этнических групп, напрямую формирующих политическую структуру. О внутренней коррупции в Дагестане говорят больше, чем в соседних северокавказских республиках, и с приходом Алиева к власти три с половиной года назад ситуация не сильно изменилась. Внутренние передвижки происходят в очень узком слое элиты, и зачастую с применением методов, далеких от цивилизованных, говорит эксперт Фонда развития информационной политики Александр Кынев: «в течение последних лет в регионе были убиты все наиболее заметные и активные публичные политические фигуры, представлявшие масс-медиа. Можно вспомнить министра Гусаева, можно вспомнить Абашилова, известного в регионе журналиста, который возглавлял телерадиокомпанию в последние годы. Можно вспомнить политолога Загида Варисова. Сюда же можно отнести и лидера "Яблока" в Дагестане Фарида Бабаева».


Ситуация в Дагестане сложнее, чем в других регионах, именно за счет ее крайней этнической неоднородности, говорит эксперт: существует множество этнических групп. Самые крупные — аварцы, даргинцы, лезгины и кумыки, но и они неоднородны, внутри каждой есть множество больших и малых этносов и субэтносов. Все это усложняет внутренняя градация, связанная с местом рождения. В 90-е годы проблемы баланса пытались решать проблему путем этнического квотирования: тогда гласно и негласно действовал порядок распределения руководящих постов между представителями народностей. «Но внутри самих этнических групп нужно способствовать нормальному кадровому обновлению, выпусканию пара. Создается прекрасная ниша для работы всевозможных экстремистских организаций и развития криминальных сетей», — резюмирует Кынев.


Ситуация с убийством Бабаева в этом отношении показательно неоднозначна. С одной стороны, обвиняемому вынесен суровый приговор, но в то же время налицо переквалификация и изменение показаний, благодаря которым вся ответственность в полном объеме возлагается отнюдь не на тех, кто действительно находится у власти.


XS
SM
MD
LG