Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Максим Ярошевский.
Евгения Назарец: В Москве сегодня прошли похороны адвоката Станислава Маркелова и прощание с журналисткой "Новой газеты" Анастасией Бабуровой. Они были убиты 19 января. Церемония прощания с журналисткой Анастасией Бабуровой была в Центральной клинической больнице, куда пришли ее друзья и коллеги.
Наш корреспондент Максим Ярошевский также находился там. Сейчас он на связи с нашей студией.
Максим, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о том, как это все происходило и что говорили люди.
Максим Ярошевский: С 10 утра к траурному залу Центральной клинической больницы начали подходить люди. Здесь очень много было сразу же, с утра, журналистов. И вот это место рядом с траурным залом контролировали специальные наряды милиции. Я еще до прощания с Анастасией Бабуровой успел пообщаться с ее коллегами. Вот что мне сказал Вячеслав Измайлов, военный обозреватель "Новой газеты": "Удивительно, что до сих пор ни президент, ни премьер не отреагировали на это страшное преступление, когда в середине дня в центре Москвы убивают адвоката и журналистку. В редакции как работали молодые ребята, так и будут работать, и такие же девочки (напомню, что Анастасии Бабуровой было 25 лет – М.Я.) будут ездить и в Чечню, и в Ингушетию, и в другие горячие точки".
Коллега Насти Илья Донских, который привел ее, собственно, в "Новую газету", учился с ней на журфаке МГУ, заявил, что "на ее месте мог оказаться любой другой журналист. Сегодня не обязательно быть Анной Политковской, чтобы получить пулю".
Коллега Насти журналистка "Новой газеты" Надежда Пурсенкова мне сказала, что в редакции психологическое состояние подавленное. "Мы хороним уже четвертого нашего журналиста. Но мы работаем и будем работать. Ни одна работа, ни одно политическое убеждение не стоит жизни - это позиция всех сотрудников "Новой газеты", - заявила Надежда.
Также я разговаривал с антифашистами, которых здесь около 15 человек было, они сказали, что Анастасия была убежденной антифашисткой, участвовала в акциях, знала, что может быть подвержена нападению со стороны националистов и неонацистов, и тренировалась. Более того, он сказал, что наверняка у нее с собой был и газовый баллончик и, возможно, нож, и поэтому она, видимо, пыталась как-то противодействовать вот этому преступлению.
Уже на прощании, где сегодня находились и находятся до сих пор родители, родственники Анастасии Бабуровой, Сергей Соколов, заместитель главного редактора "Новой газеты" заявил, что "работала Настя ярко, без фальши, она успела стать честным взрослым человеком, и таких осталось очень мало. Уверен, что Настю будут помнить. Низкий поклон".
Отец и мать также простились с Анастасией.
Я успел также поговорить с главным редактором "Новой газеты": "Общественная атмосфера, созданная действующей властью, позволяет расправляться безнаказанно с теми людьми, которые до сих пор отстаивают всеми доступными законными способами демократические ценности". "У нас нет агентов, мы не спецслужбы (это относительно, будет ли "Новая газета" вести расследование - М.Я.), у нас нет того бюджета национальной безопасности, который у нас превышает в России в несколько раз бюджет на здравоохранение, культуру и оборону. У нас нет тайных агентов, у нас нет криминалистов, но, видимо, будут вооруженные люди, которые будут охранять наших журналистов вскоре, - заявил Муратов. - Я все-таки рассчитываю, что это государство сумеет каким-то образом хотя бы гильзы искать в день преступления, а не на следующий день с помощью прохожих".
Скажу также, что здесь сегодня присутствовал и до сих пор присутствует президент факультета журналистики МГУ, декан Ясен Николаевич Засурский, был председатель Союза журналистов России Вячеслав Богданов. Также очень много людей с факультета журналистики, очень много коллег, знакомых. И надо признать, что до сих пор идет прощание, до сих пор идут люди с цветами.
Евгения Назарец: Добавлю, что похоронена она будет в Севастополе, там, где родилась.