Реализация антикризисных мер в 2009 году приведет к «существенному» дефициту российского бюджета, прогнозирует первый вице-премьер министр финансов Алексей Кудрин в своей статье «Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию», которая вскоре будет опубликована в журнале «Вопросы экономики» (полный текст в формате *.pdf доступен на сайте издания).
Конкретных цифр министр не называет, однако указывает, что на антикризисные мероприятия бюджетно-налоговой политики в совокупности планируется направить 2,05-2,15 триллиона рублей (61,2-64,2 миллиарда долларов), или 5,2-5,4% ВВП. Что касается более отдаленной перспективы, то 2010-2011 годы «должны стать годами выхода на более приемлемую величину дефицита с точки зрения долгосрочной макроэкономической устойчивости». В 2010 году дефицит «не должен превысить» 5% ВВП, а в 2011 году — 3% ВВП, пишет министр, указывая, что в 2009-2011 годах ожидается существенное ухудшение внешних условий развития российской экономики по сравнению с предшествующим трехлетним периодом.
От 95 долларов и ниже
Напомним, что в настоящее время Россия оперирует трехлетним бюджетом. Основные параметры финансового плана на 2009-2011 годы, сверстанного исходя из среднегодовой цены на нефть в 2009 году, равной 95 долларов за баррель, были одобрены правительством 30 июня 2008 года и внесены на рассмотрение в Госдуму в конце августа. После утверждения нижней палатой парламента (31 октября) документ был одобрен Советом федерации и 24 ноября подписан президентом Медведевым. При этом уже 13 ноября глава Минфина заявил, что его ведомство ожидает среднюю цену на нефть в 2009 году на уровне 50 долларов за баррель. Позже эта стоимость была учтена в макроэкономическом прогнозе Минэкономразвития. Однако в январе этого года МЭР понизило ориентир до 41 доллара за баррель, исходя из чего сейчас и пересчитывается финансовый план.
О том, что российский бюджет в 2009 году впервые за последние 10 лет будет дефицитным, помощник президента Аркадий Дворкович объявил еще в конце декабря. Конкретных цифр он опять же не называл, но буквально за день до его выступления газета «Ведомости» со ссылкой на рабочие данные Минфина сообщала, что вследствие сокращения поступлений на 32% (3,5 триллиона рублей) расходы бюджета могут превысить доходы на 3-6% ВВП.
Согласно оценке экономиста по России и странам СНГ ING Wholesale Banking Татьяны Орловой, при цене в 41 доллар за баррель Urals дефицит российского бюджета может превысить 6% ВВП. В самой компании пока ориентируются на чуть более оптимистичный прогноз, основанный на стоимости барреля нефти Brent, равной 50 долларов (Urals обычно на несколько долларов дешевле). В этом случае дефицит бюджета составит около 5% ВВП.
Налоговый разбор
Объясняя уязвимость России к негативному влиянию глобального кризиса ослаблением денежно-кредитной и бюджетной политики, приведшей к взрывному росту внешних заимствований, инфляционному давлению и перегреву экономики, Алексей Кудрин в своей статье подчеркивает роль денежно-кредитных рычагов государственного воздействия на экономику.
Отмечая, что в развивающихся странах политика налогового стимулирования ведет к росту дефицита и, следовательно, государственного долга, министр указывает, что в периоды перегрева экономики фискальное сдерживание осуществляется отнюдь не так активно, что приводит к ассиметрии и постоянному наращиванию долга, что, в свою очередь, усложняет получение внешних заимствований. В то же время, одной из приоритетных задач министр называет использование мер фискальной политики для решения острых социальных проблем, оговаривая, что соответствующие меры не должны приводить к дополнительному росту инфляции.
Отдельного упоминания Кудрина заслужили срок действия налоговых послаблений, сворачивание которых по окончанию кризиса зачастую оказывается политически сложным, и адресная направленность всех мер господдержки, включая фискальные. При этом стоимость предоставляемой поддержки, по мнению министра, необходимо распределять между государством и владельцами спасаемых компаний. Признавая, что кризис привел к частичной национализации мирового финансового сектора, Кудрин подчеркивает большую эффективность и стабилизирующую способность частных банков, вследствие чего государство «должно не только думать об отражении сиюминутных угроз», но и иметь долгосрочный план возвращения ведущей роли частному сектору.
Эксперты, опрошенные Радио Свобода, признают, что властям удалось спасти отечественную банковскую систему, однако эффективность финансовых вливаний на фоне поэтапной девальвации рубля вызывает у них большие сомнения. Вместо того, чтобы направлять полученные от государства средства в реальный сектор экономики, банки и предприятия вкладывали их преимущественно в валютный рынок. Правда, это позволило им не только сохранить деньги, но и получить существенную рублевую доходность.
Рост ставок против инфляции
Одним из важнейших условий для обеспечения долгосрочного экономического роста министр финансов называет контроль над инфляцией. Таким образом, политика Банка России по повышению ставок в экономике оправдана, подчеркивает Кудрин, особо оговаривая, что развитые страны снижают ставки на фоне высокого риска сильной дефляции.
По итогам 2008 года, напомним, индекс потребительских цен в России вырос более чем на 13%. Правда, некоторые прогнозы на 2009 год говорят о возможности падении цен в промышленности.