Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Карэн Агамиров.
Андрей Шарый: Предприниматель Евгений Чичваркин, обвиняемый в похищении человека, объявлен в федеральный и международный розыск. Об этом заявил его адвокат Владимир Жеребенков, добавив, что он направил жалобу в следственный комитет при прокуратуре России с просьбой отменить это постановление. В то же время официальный представитель Интерпола сообщил, что запроса об объявлении Чичваркина в международный розыск пока не поступало. Теперь Басманный суд Москвы 28 января (это среда) рассмотрит ходатайство следствия о заочном аресте бывшего главы компании "Евросеть".
Чичваркин, объявленный в розыск, остается одним из кандидатов на пост руководителя московского отделения всероссийской политической партии "Правое дело", которая недавно организована для того, чтобы закрыть брешь, которая образовалась на либеральном фланге российской политики и образована это партия с нескрываемой помощью Кремля. Сегодня на встрече с прессой сопредседатели партии Георгий Бовт, Леонид Гозман и Борис Титов говорили о своем отношении к делу Чичваркина.
Карэн Агамиров: Карэн Агамиров: На встречу с прессой лидеры "Правого дела" вошли в приподнятом состоянии духа. Леонид Гозман обратился к своим коллегам.
Леонид Гозман: Они думают, мы скажем, где он. Если бы мы сейчас вышли вчетвером с Чичваркиным, представляете, какой бы был эффект.
Карэн Агамиров: Борис Титов - журналистам.
Борис Титов: Мы не знаем, где он. После суда будет ясна ситуация, насколько Женя действительно задерживается или не задерживается, насколько это приобретает длительный характер. До этого момента мы точно держим Женю пока как кандидата на руководство московской организацией. Кандидат очень хороший. Сознательно его рекомендовали, когда должны были принимать это решение. Нестандартный парень, как он делал бизнес, нестандартные люди, которые его поддерживают. У него очень много людей, которые поддерживали его кандидатуру. Но если будут какие-то решения юридические, которые будут говорить о том, что пока все затягивается, то тогда мы будем говорить о том, что мы вынуждены будем искать другие кандидатуры
Карэн Агамиров: Леонид Гозман проинформировал.
Леонид Гозман: Послезавтра суд, причем, что характерно, Басманный суд должен рассмотреть запрос следственного комитета о заочном аресте. Если, как Борис Юрьевич сказал, если они примут решение о заочном аресте (боюсь, что так и случится), то это будет означать затягивание дела. Мы все равно рассчитываем, что все закончится хорошо и Женя вернется домой.
Карэн Агамиров: Георгий Бовт надеется...
Георгий Бовт: Лишать свободы человека до суда, в общем, наверное, не всегда разумно. Напомню, что дело идет о 2003 годе. Сейчас 2009-й. Такой временной лаг сам по себе достаточно любопытен между реакцией на вроде бы такое очевидное дело и тем, когда оно действительно произошло.
Как мы помним, общий объем, то, что вымогался, по-моему, 10 тысяч рублей. Я понимаю, сравнить цифры той компании, которую Женя создавал, и 10 тысяч рублей, которые якобы президент компании участвовал в процессе того, чтобы у этого человека требовали какими-то способами, понятно, что здесь очень много вопросов остается. Конечно, мы в целом говорим, что нельзя к предпринимателям, у которых дело, применять санкции об аресте.
Карэн Агамиров: Леонид Гозман разъяснил.
Леонид Гозман: Для того чтобы провести московское собрание, мы должны поручить это, либо это сделает Чичваркин, если Басманный суд будет не совсем Басманным и примет нормальное решение, то тогда Женя, видимо, быстро вернется и все будет в порядке, как мы надеемся, по крайней мере. А если нет, то мы должны будем это поручить либо кому-то другому. У нас "скамейка запасных" очень длинная и, в общем, достойные люди, безусловно, есть.
Карэн Агамиров: На вопрос - будет ли "Правое дело" согласовывать эту "скамейку" с Кремлем, Борис Титов ответил.
Борис Титов: Модератор, он для того, чтобы урегулировать, находить компромиссные решения внутри тех сил, которые формируются в партии. Я думаю, что, конечно, этот вопрос будет стоять. Мы предложим, как сопредседатели, для того, чтобы между нами тоже отмодерировать какие-то такие решения, они будут участвовать в этом процессе.
Карэн Агамиров: Объявленный в международный розыск основатель "Евросети" Евгений Чичваркин остается кандидатом в руководители московского отделения партии "Правое дело".
Чичваркин, между тем, находится в Лондоне и пока что никак себя не проявил, сообщает корреспондент Радио Свобода Наталья Голицына.
Наталья Голицына: Чичваркин не делает никаких заявлений, не просит политического убежища, подобно другим беглым российским бизнесменам, и даже скрывает свой адрес и телефон. О том, что он находится в Лондоне, известно лишь из оперативных документов российского МВД, которое следило за ним вплоть до отъезда. Из них следует, что Чичваркин вылетел из Москвы в Лондон 22 декабря в 22 часа, а 29 декабря за ним последовала его супруга. Помощник бизнесмена Наталья Иконникова, через которую осуществляются все контакты Чичваркина, на вопросы Радио Свобода, действительно ли ее шеф находится в Лондоне, уклонилась от ответа.
Наталья Иконникова: Я не знаю, к сожалению, в Лондоне он или нет. Если он захочет прокомментировать, у нас есть ваш телефон, мы будем связываться.
Наталья Голицына: Чичваркин, несомненно, подозревал, что его могут объявить в международный розыск, и именно поэтому выбрал Лондон в качестве убежища. В этом он следовал примеру своих предшественников, от Бориса Березовского до Михаила Гуцериева. Среди российских бизнесменов существует стойкое убеждение, что из Англии выдачи нет, но только в одном случае, если британский суд сочтет, что за требованием российской Генпрокуратуры об экстрадиции российского бизнесмена скрывается политическая подоплека или если ему нельзя обеспечить справедливый суд в Москве.
Карэн Агамиров: У микрофона Радио Свобода - директор Института национальной стратегии Станислав Белковский.
Станислав Белковский: Проект "Правое дело" никогда не был и не является для Кремля стратегическим. Фактически изначально он родился лишь потому, что администрация президента хотела предотвратить объединение радикальной либеральной оппозиции на базе "Союза правых сил". И с того момента, как объединения оппозиции удалось сорвать, можно считать, что проект "Правое дело" уже выполнил свою функцию, по большому счету перестал быть нужен Кремлю. Именно поэтому в руководстве "Правого дела" не оказалось большинства наиболее известных и влиятельных либералов, таких, скажем, как красноярский губернатор Александр Хлопонин или известный тележурналист Николай Сванидзе. Кроме того, внутри "Правого дела" существуют непримиримые противоречия между теми партиями, которые учредили этот проект, а также возникают постоянные задержки с финансированием, закрывать которые Кремль совершенно не торопится.
Судьба Евгения Чичваркина еще один пример того, что "Правое дело" вовсе не любимая жена администрации президента, никакое участие в этом проекте не страхует от неприятностей с правоохранительными органами, если они инициированы крупным влиятельным российским капиталом, покушающимся на твою бывшую или настоящую собственность. Чичваркин никакая не политическая жертва, он жертва своего противостояния, "Альфа-групп" поглотила его сбытовую сеть. Так же нельзя исключать, что значительная часть обвинений, предъявленных Чичваркину, имеет под собой реальные основания. В-третьих, мы видим, что администрация президента совершенно не торопится его спасать, и никто не спешит звонить в правоохранительные органы и кричать "руки прочь от Чичваркина". Так что, я думаю, что и остальные учредители и активные участники "Правого дела" скоро поймут, что их в очередной, в 125-й раз, как это принято говорить у людей, близких к сегодняшнему Кремлю по духу и роду занятий, развели и кинули.
Карэн Агамиров: Подвел черту Станислав Белковский.
"Правое дело" Евгения Чичваркина.