Андрей Шарый: А сейчас я представлю вам заключительную рубрику программы «Время Свободы» - «Сегодняшний факт».
28 января исполнилось 25 лет московской рок-группе "Звуки Му", лидеру советского постпанка и инди-рока перестроечной волны. Альбомы "Звуков Му" - "Простые вещи", "Крым", "Транснадежность" - были особенно популярны в студенческой среде и среди творческой интеллигенции. Лидер группы Петр Мамонов и теперь остается кумиром части свободомыслящей молодежи, а "Звуки Му" последних лет – это сольный мамоновский проект. Рассказывает сооснователь и бас-гитарист группы "Звуки Му" Александр Липницкий.
Александр Липницкий: Все, конечно, Петр Мамонов, с которым я еще учился с шестого класса в школе номер 30, на Большом Каретном, он это много лет придумывал. Потом песни, которые он один придумывал, он в одиночку и пел. И только в конце февраля 1983 года он меня уговорил, чтобы я поддержал его вот этот проект. И мы год репетировали практически каждый день.
Я как раз сейчас нахожусь в Петербурге, в квартире первого барабанщика «Звуков Му», моего партнера по ритм-секции Сережи Бугаева. Я специально ездил за барабанщиком в Питер, барабанщика мне посоветовали мои друзья из «Аквариума». Ему тогда было 16 лет, и он уже умел играть на барабанах немножко, а еще на бас-гитаре играть не умел. И вот, собственно, задача Мамонова была первые полгода – научить как-то ритм-секцию соответствовать его песням и его ритму. А потом уже к делу подключились младший брат Мамонова Алексей Братничук и Павел Хотин – наиболее профессиональный музыкант нашей группы. 28 января 1984 года мы сыграли наш первый концерт.
Когда группа распалась, то в интервью наш клавишник сказал: «Мне все друзья-музыканты говорят: мы-то думали, что вы – «Звуки Мудрецов», а вы – «Звуки Муд…»…» Так что вот так вот расшифровывается, по-разному. На самом деле, ведь Му – это такое глубинное высказывание, восклицание древнего Китая. Что в него вкладывал все-таки основатель группы Мамонов – сам он никогда это дело не расшифровывал, и я тоже не рискну.
Пожалуй, мы, наверное, тот редкий случай, когда мы ни на кого не хотели быть похожими, потому что обычно рок-музыкой начинают заниматься молодые люди, и молодежи свойственно, конечно, выбирать себе кумиров, подражать, а мы-то взялись за инструменты – мне было 31 год, а Мамонову вообще было близко к 33-м. Какое-то, конечно, глубинное родство, такой менталитет – можно сказать. Конечно, это группа «Токин Хэдс», когда мы ее увидели на видео в 1984 году, мы были поражены, насколько они нам близки просто по духу. И когда мы приехали на турне в Америку, американские критики писали: «Вот приехали русские «Токин Хэдс». Хотя они совершенно как бы разные – Девид Бирн и Мамонов. С той же грядки Том Уэйтс, Кэпитан Бифорд - вот люди, которые близки к какому-то ритмическому ощущению окружающего мира Мамонова и остальных музыкантов «Звуков Му».
Главное то, что песни, которые мы записали в 80-е годы, абсолютно актуальны и живы. Основная масса русскоязычного рока 80-х ухнула куда-то в небытие, и остались на поверхности только одни такие островки удачные, и к этим островкам, конечно, относятся наши песни, которые слушают молодые люди. Я был вчера на выставке 20-летней художницы, которая знает все наши песни просто наизусть. Такой основной блок психоделической лирики, что называлось русские народные галлюцинации, такие, конечно, песни, как «Сумасшедшая королева», «Крым» - это те песни, которые особенно полюбил наш продюсер английский Брайан Ино. Ну, а с точки зрения русского пьянства, Мамонов написал самые лучшие, конечно, песни – «Красный черт», «Бутылка водки». Только русский изощренный ум мог додуматься до такой аналогии женского тела и внутреннего состояния женской эротической составляющей.
Андрей Шарый: Гостем рубрики «Сегодняшний факт» был рок-музыкант Александр Липницкий. Исполнилось 25 лет московской рок-группе "Звуки Му", лидеру советского постпанка и инди-рока перестроечной волны.