Апелляционный суд Киева приступил к рассмотрению одного из самых громких уголовных дел в истории независимой Украины - об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе.
На скамье подсудимых находятся бывшие сотрудники Министерства внутренних дел республики Валерий Костенко, Николай Протасов и Александр Попович. Они обвиняются в совершении осенью 2000 года убийства редактора независимого интернет-издания "Украинская правда" Георгия Гонгадзе. Ряд политиков уже заявил, что начавшийся в понедельник судебный процесс не поставит точку в деле об убийстве журналиста, ставшего символом борьбы за очищение украинской политики от коррумпированности и кумовства.
"Это способ замылить глаза, - считает депутат Верховной Рады социалист Николай Рудковский. - До тех пор, пока дело не передается в суд вместе с заказчиками и организаторами этого мероприятия, это все лишь форма выпускания пара и выведения из-под ответственности людей, которые фактически организовали убийство Гонгадзе. У милиционеров не было мотивации - зачем за ним следить и зачем его убивать, тем более отрезать голову. Это не бандиты с улицы, это офицеры высшего ранга, они действовали строго по указке. После того, как процесс закрутился, они не были привлечены к ответственности, многие чины были награждены Министерством внутренних дел. Это говорит о том, что все это делалось скоординированно, под прикрытием высшего руководства страны".
В ноябре 2000 года лидер Социалистической партии Украины Александр Мороз обвинил в причастности к убийству Гонгадзе президента Леонида Кучму и его окружение. Основанием для этого стали аудиозаписи, тайно сделанные президентским охранником Николаем Мельниченко. Сейчас следствие заявляет, что у него нет достаточных доказательств вины Кучмы и его окружения. Все точки над i в этом деле мог бы расставить бывший глава МВД Юрий Кравченко. Предполагается, что именно он отдал преступный приказ своим подчиненным. Однако в марте прошлого года за несколько часов до запланированного допроса в прокуратуре тело генерала нашли на загородной даче с двумя пулевыми ранениями головы. Следствие уверено, что Кравченко застрелился.
Первое заседание по скандальному делу проходит в Киевском апелляционном суде. За ходом процесса следит вдова Георгия Мирослава Гонгадзе. Мать журналиста от участия в заседании отказалась. Леся Гонгадзе убеждена, что и прежние, и нынешние украинские власти не заинтересованы в окончательном раскрытии убийства ее сына. "Очень жаль, что страна, уже год декларируя демократию и равенство всех перед законом, не смогла в этом вопросе навести порядок", - отмечает депутат Рудковский.