С 8 по 20 мая 2011 года в Петербурге пройдет Третья Декада буддийской культуры в Санкт-Петербурге. Главный организатор Декады – дацан Гунзэчойнэй.
Когда дацан организовывал первую декаду в 2009 году, целью было привлечь внимание к петербургскому буддийскому храму, рассказать жителям города и его гостям о буддизме, об уникальном здании храма, построенном в начале XX века. Наверное, даже сам инициатор декады, настоятель храма Буда Бадмаев не предполагал в тот момент, сколько нового или хорошо скрытого и почти забытого старого откроет подготовка декады. За два года (с момента проведения первой Декады) сильно изменилось внутреннее убранство петербургского дацана, нашлись федеральные деньги на реставрацию крыши здания, открылись многие новые факты, связывающие петербургский храм Будды с родиной российского буддизма – Бурятией.
В этом году Декада буддийской культуры в Санкт-Петербурге посвящена 270-летию признания буддизма официальной религией российского государства. В 1741 году незадолго перед тем взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна обнародовала манифест, согласно которому разрешались ламаистские проповеди и деятельность буддийских монахов на территории нынешней Бурятии. Лам приводили к присяге, они освобождались от всех податей и повинностей. В указе также было определено количество буддистских монастырей и религиозных учителей (лам), которые могли действовать в Бурятии: 11 дацанов и 150 штатных лам.
В этот знаковый для российских буддистов год Санкт-Петербург посетит глава буддистов России Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев. 10 мая 2011 года предстоятель буддистской Сангхи проведет освящение мозаичных изображений Будды будущего Майтреи и Будды чистоты Ваджрасаттвы, изготовленных специально для Петербургского дацана. В Российском этнографическом музее состоится встреча XXIV Пандито Хамбо Ламы Дамбы Дамбы Аюшеева с дарами, преподнесенными на 300-летие дома Романовых императору Николаю II и его семье XII Пандито Хамбо Ламой Даша Доржи Итигэловым (ныне известным как «нетленный лама»).
Долгое время подарки от буддистов и дацанов Бурятии, хранящиеся в Особой кладовой Российского этнографического музея, были обозначены на выставке и во всех справочных материалах как «дары калмыков». Говорят, что это произошло из-за нечеткой атрибутации подарков князем Эспером Ухтомским, который в то время был ответственным за передачу императорских даров в Этнографический отдел Русского музея, с 1934 года ставший самостоятельным Российским этнографическим музеем. Лишь недавно сотрудница музея Елизавета Нератова, знакомясь с описанием даров Хамбо Ламы Итигэлова императору, обнаружила, что это описание полностью соответствует тем экспонатам, мимо которых она ходит каждый день в музее. Вскоре будет изменена атрибутация экспонатов.
Мне посчастливилось уже дважды побывать в закрытой для ежедневного посещения и специально охраняемой бронированной Особой кладовой. Когда в январе 2011 года мы пришли сюда с ламами – ректором Буддийского университета Ганжур ламой (Раднаевым), настоятелем Санкт-Петербургского дацана Будой Бадмаевым и главным запевалой Иволгинского дацана Аюшей ламой (Мункуевым), – я была поражена, увидев, как, едва переступив порог Особой кладовой, Ганжур лама без всякой подсказки направился в сторону витрины с дарами. Когда же ламы начали читать молебен, посвященный Итигэлову, немного озадаченной выглядела Елизавета Нератова: на ее памяти ничего подобного в музее не происходило. Более подробно о самих дарах, с которыми связаны различные сакральные моменты, я расскажу в одном из следующих постов.
Большинство даров на всем протяжении их хранения в Этнографическом музее не вскрывались: заложенные в них бурятскими ламами так называемые «бумба» – «закладки», выполненные по буддистским канонам, несущие сакральный смысл, до сих пор находятся внутри экспонатов. Спасибо директору Российского этнографического музея Владимиру Грусману, который откликнулся на просьбу петербургского дацана устроить встречу с дарами предстоятеля буддистской Сангхи России Дамбы Аюшеева.
Когда дацан организовывал первую декаду в 2009 году, целью было привлечь внимание к петербургскому буддийскому храму, рассказать жителям города и его гостям о буддизме, об уникальном здании храма, построенном в начале XX века. Наверное, даже сам инициатор декады, настоятель храма Буда Бадмаев не предполагал в тот момент, сколько нового или хорошо скрытого и почти забытого старого откроет подготовка декады. За два года (с момента проведения первой Декады) сильно изменилось внутреннее убранство петербургского дацана, нашлись федеральные деньги на реставрацию крыши здания, открылись многие новые факты, связывающие петербургский храм Будды с родиной российского буддизма – Бурятией.
В этом году Декада буддийской культуры в Санкт-Петербурге посвящена 270-летию признания буддизма официальной религией российского государства. В 1741 году незадолго перед тем взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна обнародовала манифест, согласно которому разрешались ламаистские проповеди и деятельность буддийских монахов на территории нынешней Бурятии. Лам приводили к присяге, они освобождались от всех податей и повинностей. В указе также было определено количество буддистских монастырей и религиозных учителей (лам), которые могли действовать в Бурятии: 11 дацанов и 150 штатных лам.
В этот знаковый для российских буддистов год Санкт-Петербург посетит глава буддистов России Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев. 10 мая 2011 года предстоятель буддистской Сангхи проведет освящение мозаичных изображений Будды будущего Майтреи и Будды чистоты Ваджрасаттвы, изготовленных специально для Петербургского дацана. В Российском этнографическом музее состоится встреча XXIV Пандито Хамбо Ламы Дамбы Дамбы Аюшеева с дарами, преподнесенными на 300-летие дома Романовых императору Николаю II и его семье XII Пандито Хамбо Ламой Даша Доржи Итигэловым (ныне известным как «нетленный лама»).
Долгое время подарки от буддистов и дацанов Бурятии, хранящиеся в Особой кладовой Российского этнографического музея, были обозначены на выставке и во всех справочных материалах как «дары калмыков». Говорят, что это произошло из-за нечеткой атрибутации подарков князем Эспером Ухтомским, который в то время был ответственным за передачу императорских даров в Этнографический отдел Русского музея, с 1934 года ставший самостоятельным Российским этнографическим музеем. Лишь недавно сотрудница музея Елизавета Нератова, знакомясь с описанием даров Хамбо Ламы Итигэлова императору, обнаружила, что это описание полностью соответствует тем экспонатам, мимо которых она ходит каждый день в музее. Вскоре будет изменена атрибутация экспонатов.
Мне посчастливилось уже дважды побывать в закрытой для ежедневного посещения и специально охраняемой бронированной Особой кладовой. Когда в январе 2011 года мы пришли сюда с ламами – ректором Буддийского университета Ганжур ламой (Раднаевым), настоятелем Санкт-Петербургского дацана Будой Бадмаевым и главным запевалой Иволгинского дацана Аюшей ламой (Мункуевым), – я была поражена, увидев, как, едва переступив порог Особой кладовой, Ганжур лама без всякой подсказки направился в сторону витрины с дарами. Когда же ламы начали читать молебен, посвященный Итигэлову, немного озадаченной выглядела Елизавета Нератова: на ее памяти ничего подобного в музее не происходило. Более подробно о самих дарах, с которыми связаны различные сакральные моменты, я расскажу в одном из следующих постов.
Большинство даров на всем протяжении их хранения в Этнографическом музее не вскрывались: заложенные в них бурятскими ламами так называемые «бумба» – «закладки», выполненные по буддистским канонам, несущие сакральный смысл, до сих пор находятся внутри экспонатов. Спасибо директору Российского этнографического музея Владимиру Грусману, который откликнулся на просьбу петербургского дацана устроить встречу с дарами предстоятеля буддистской Сангхи России Дамбы Аюшеева.