Ссылки для упрощенного доступа

Умер Михаил Михайлович Козаков (ФОТО)




В Израиле после продолжительной болезни ушел из жизни большой русский актер Михаил Козаков
.

Михаил Козаков успел в жизни многое. Он был блестящим актером, который был востребован и театром и кино. Как режиссер он снял несколько отличных фильмов, среди которых культовый для нескольких поколений зрителей - "Покровские ворота".

Михаил Козаков мучительно болел и знал о близкой смерти. Осенью ему исполнилось бы 77 лет.

Как актер Козаков успел поработать во многих театрах - в Театре имени Маяковского (1956—1959), в "Современнике" (1959—1970), во МХАТе (1971—1972), в Театре на Малой Бронной (1972—1981) и позже, после перерыва, в "Ленкоме" (1986). Ему везло с режиссерами: Олег Ефремов, Анатолий Эфрос, Николай Охлопков, Марк Захаров...

Фильмы с его участием стали классикой советского кино - от "Человека-амфибии" до "Здравствуйте, я ваша тетя", от "Убийства на улице Данте" до "Соломенной шляпки".

Михаил Козаков уезжал из России. Работал в Тель-авивском Государственном камерном театре как актер и режиссер. Играл на иврите. Успех сопутствовал ему. Тем не менее, он вернулся в Россию. Основал свой театр "Русская антреприза Михаила Козакова".

В 1997 году вышла "Актерская книга" М. М. Козакова, в которой он рассказывает о прожитой жизни, о разных временах и людях искусства в них.

Последние месяцы своей жизни актер провел в Израиле.

***
Михаил Козаков был частым гостем Радио Свобода. Одна из последних программ с его участием - традиционная программа РС "Лицом к лицу", которая вышла в 2004 году.

Он отвечал на вопросы журналистов о кино, о театре, о своих актерских работах, но не только об этом. Он говорил и о другом - например, о ситуации на Кавказе. При этом цитировал Толстого и Лермонтова. По памяти.

Вопрос: После таких событий, как в Беслане, на Западе интеллигенты шумели. В России голос отдельных интеллигентов слышен, а большинство из них продолжают работать, как будто ничего не случилось. Почему?

Ответ: Да, к сожалению, вы правы. Вот вы говорите: интеллигенция - есть ли такая прослойка, такой класс? Мне очень понравилось, как один мой друг сформулировал. Он сказал: "Интеллигенции нет, есть отдельные интеллигенты". А интеллигенции - как прослойки, как класса - не существует. Замечательные призывы Булата Шалвовича Окуджавы - "возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке" , но не получается взяться за руки.

...Одни пытаются что-то говорить по этому поводу, им затыкают рты, но они говорят, ищут глубинные причины терроризма, именно российского терроризма, потому что нельзя все списать на мировой терроризм. Да, он существует, и как-то это взаимосвязано, но есть отдельные причины, как мне кажется, возникновения терроризма и проявлений его. У Америки - свои, там, грубо говоря, есть обустроенная цивилизация богатой страны, и, допустим, в Колумбии есть желание уничтожить эту цивилизацию, отомстить, забрать, перераспределить. В России же, если брать терроризм, связанный с Кавказом, с Чечней, с Ичкерией, есть другие корневые причины. Потому что Россия сама не очень обустроена, завидовать мало чему есть - значит, другое. Тут есть почти 200-летняя история взаимоотношений имперской России и Кавказа, в частности - Ичкерии, Чечни.

Если позволите, я сошлюсь на двух любимых моих классиков. Есть такое сочинение "Хаджи-Мурат", написанное Львом Толстым ровно 100 лет назад, он закончил его в 1904 году, писал несколько лет. Он прошел Кавказ, как и другой классик - Лермонтов. Я прочту маленькую выдержку из 17-ой главы "Хаджи-Мурата":

"Вернувшись в свой аул, Садо нашел свою саклю разрушенной: крыша была провалена, и дверь и столбы галерейки сожжены, и внутренность огажена. Сын же его, тот красивый, с блестящими глазами мальчик, был привезен мертвым к мечети на покрытой буркой лошади. Он был проткнут штыком в спину.

Фонтан был загажен, очевидно нарочно, так что воды нельзя было брать из него. Так же была загажена и мечеть, и мулла с муталимами очищал ее.

Старики хозяева собрались на площади и, сидя на корточках, обсуждали свое положение. О ненависти к русским никто и не говорил. Чувство, которое испытывали все чеченцы от мала до велика, было сильнее ненависти. Это была не ненависть, а непризнание этих русских собак людьми и такое отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ, что желание истребления их, как желание истребления крыс, ядовитых пауков и волков, было таким же естественным чувством, как чувство самосохранения".

Так написал Лев Николаевич Толстой, великий пророк и философ, 100 лет назад. Посмотрим, что написал еще раньше Михаил Юрьевич Лермонтов. Он описывает в стихотворении "Валерик" сначала бой:

"В приклады!"... И пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился; резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь;
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть, -
И зной и битва утомили
Меня, - но мутная волна
Была тепла, была красна..."

И далее:

"И с грустью тайной и сердечной
Я думал: жалкий человек...
Чего он хочет?.. Небо ясно,
Под небом места много всем, -
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он... Зачем?..
Галуб прервал мое мечтанье,
Ударив по плечу, - он был
Кунак мой. Я его спросил,
Как месту этому названье?
Он отвечал мне: "Валерик, -
А перевесть на ваш язык,
Так будет - речка смерти; верно,
Дано старинными людьми!" -
"А сколько их дралось примерно
Сегодня?" - "Тысяч до семи". -
"А много горцы потеряли?" -
"Как знать? Зачем вы не считали?"
"Да, будет, - кто-то тут сказал, -
Им в память этот день кровавый".
Чеченец посмотрел лукаво
И головою покачал..."

Вот вам истоки и причины. А потом были сталинские депортации и так далее. И конечно же, у чеченского террора, который ужасен, как и любой другой, есть некие свои сложные причины. И мне кажется, что без учета этих причин нельзя выработать стратегию отношений с Кавказом. А занимаются тактикой: "мочить в сортире" и так далее. Тот же Ельцин, который свободно расстался со славянской Украиной и славянской Белоруссией, замкнулся на Чечне. И вместо того, чтобы попытаться исправлять ошибки, когда Чечне было продано оружие какими-то мерзавцами, вместо того, чтобы попытаться договориться с Дудаевым (каким бы ужасным не был Дудаев, но он все еще был офицером советской армии), - нет, уперлись. И пошла резня. Мне кажется, что пока наши руководители - президент и его окружение, его политологи - не начнут лечить саму болезнь, а не симптомы, этот кошмар будет длиться, пока мы не перестанем все жить. А мы близки к этому".
XS
SM
MD
LG