Ссылки для упрощенного доступа

Чусовая, река памяти. Путешествие по местам сталинских ссылок


Кадр из фильма Нади Захаровой "Чусовая. Река памяти"
Кадр из фильма Нади Захаровой "Чусовая. Река памяти"

Фильм Нади Захаровой

Пермский край был одним из мест ссылок во времена сталинского террора. "Кулаков", российских немцев и других жертв массовых репрессий привозили в маленькие деревни, а порой просто в тайгу, где они валили и сплавляли по рекам лес под надзором комендантов. Позже советское государство реабилитировало их, но многие выжившие так и осели в местах ссылок, обзаведясь к тому времени семьями.

Память о репрессированных постепенно уходит, поэтому молодежный "Мемориал" с 2000-х годов проводит экспедиции по местам, где располагались спецпоселки и лагеря ГУЛАГа – в рамках программы "По рекам памяти". Активисты устанавливают мемориальные знаки, записывают интервью со ссыльными и их потомками – как часть истории политического террора советского периода. Одна из экспедиций этого года прошла по реке Чусовая по маршруту: Чусовое – Сулём – Усть-Утка – Ёква – Кын.

Потомки репрессированных и волонтеры "Мемориала" в фильме Нади Захаровой "Чусовая. Река памяти".


– Я здесь живу всю жизнь, и мои предки жили всю жизнь. Я здесь родился в 1937 году, 84 года. Здесь многих раскулачили. [Например,] Болотниковых раскулачили – бабушка говорила, что у них даже половики были с заплатами, а их раскулачили. [Когда] Болотников женился, ему отец дал лошаденку и телку, у него ничего не было кроме этого. Он работящий был, жена у него тоже работящая была. Он нарубил лес, с женой вдвоем, навозил и построил пятистенный дом, покрыл драньем. Кобыла родила жеребенка, потом корова – телку. Все, раскулачивать его [стали]. Его спасли худые валенки. Он на жеребенке ехал со станции, догоняет мужика, а дело уже к темну идет. "Куда идешь?" – "В Хоренки. Довезешь?" – "Довезу". Довез его до Хоренок. В Хоренках темно. "Ты куда пойдешь?" – "В Серебрянку". – "Куда ты ночью пойдешь? Переночуешь у меня". Добрый старик был. Стал раздеваться, а у него к пятке портянки примерзли. Разделся, положил валенки сушить на печку, портянки тоже. [А когда его] на комиссию привезли раскулачивать, [тот мужик сказал]: "Да какой ты кулак?” Освободили, он домой приехал. А [остальных] раскулачили.

Из Краснодарского края [ссыльных] привозили сюда. Они жили на поселке, потом строили для лесорубов бараки. Потом их в Щербаки увезли, а в 1946 году отпустили на свободу. Они там жили, строили бараки. Приехали ни с чем, можно сказать, голодали и умирали, много умерло. Комендант [у них] был хоренский мужик. Негодяй, так скажем. Он к ним относился плохо. Население местное нормально относилось, а он относился плохо к ним. Конечно, неприятно было, а куда деваться. Смирились. А чего они могли сделать?

– Началась война, [отец] начал воевать, а потом его как немца депортировали. Вот так он оказался на Урале на лесоповале. Я родилась в этом поселке и всю жизнь прожила здесь. Папа – чистокровный немец, он родился в Саратовской области, вся его семья жила там, у него было два брата и сестра. Служил он в полку стрелковом. Когда их привезли на Урал, то заставляли рубить лес, сплавлять лес по реке Чусовая. Когда приходили домой, папа говорил, что снимал с себя одежду и мог поставить ее, одежда стояла – вода ледяная была. Им давали осьмушку табака и сто грамм водки, но он не курил и не пил, он выживал тем, что менял на хлеб у русских, которые также были сосланы – дети кулаков, которым не было веры.

Умерших хоронили на той горе, просто делали ров и сваливали. Тут был колхоз имени Сталина. Мама была кладовщиком. Мешки тяжелые, женщины грузили, папе было жалко, она была такая белокурая, симпатичная девочка, он стал ей помогать. Говорил он [по-русски] плохо, но она его понимала – и пожалела его, тихонечко ему из дома козьего молочка приносила, от родителей пряча, кусочек хлеба, испеченного ее мамой, подкармливала. Потом они решили пожениться, но им не разрешили. В 1947 году родился мой старший брат, а в 1949-м мама забеременела вторым, и только тогда им разрешили записаться в загсе. Он находился под досмотром комендатуры до 1956 года. В начале 1957 года [надзор] сняли. Справку о его реабилитации дали в 1992 году. Мы, все дети, которые родились на поселении, являлись детьми врагов народа. У меня справка, у брата такая же. Его угнетали. Были люди, которые могли назвать "фриц", "немец", "немчура".

На нас тоже отразилось. Я в первом классе закончила первую четверть с одной четверкой, у меня все пятерки были, нас принимали в октябрята, дали звездочки. Я домой пришла такая радостная, маме показала звездочку. [Потом] Зинаида Ивановна, учительница, такая хорошая женщина, меня подозвала: "Галя, после уроков никуда не ходи, мы с тобой в магазин пойдем, я тебе карандашики куплю за то, что ты хорошо учишься". Звездочку с меня сняла: "Ты ее больше пока не одевай". В детский сад нас не брали, в ясли нас не брали, мы – дети репрессированных – второсортные были дети. Дети моего возраста, я от них не чувствовала это, а от взрослых – да. В руки норму хлеба давали, папа стоит в очереди, все на работу торопятся. [Скажет]: "Вы куда лезете без очереди? – А ты, немец, вообще заткнись, тебе тут вообще нечего делать". Я не все маме говорила, потому что она переживала. Но когда до нее доносилось, мама плакала.

У нас были стукачи, которым дано право досматривать за нашей семьей. Как мама говорила, у соседей была квартирантка, которая за нами следила. Папа в колхозе работал, сам в колхоз не вступал, его не принимали в члены колхоза, он был вольнонаемный. Из моего детства обида только в том, что мои подружки ходили в садик, а мне нельзя было. Мама оденет мне красивое платье, бантик, меня за ручку до магазина сводит, чтобы только я не была обделена этим. Обидно было, что сняли значок. Потом я повзрослела, поняла, что это политика такая была.

– Я родилась в этих местах, жила в поселке репрессированных, 12 километров отсюда. Я потом собирала воспоминания тех, чьи родители там жили. "Мой дед, уроженец станции Кужорская, в 16 километрах от Майкопа, был не в ладах с председателем местной советской власти, за что был осужден в конце 20-х или в начале 30-х и отправлен на Урал рубить уголек на Кизеловских шахтах. Оттуда он сбегал, его ловили, возвращали. Родственники писали письмо Калинину о его помиловании. В конце концов он в середине 30-х годов оказался в поселке под надзором комендатуры. Вскоре к нему приехала жена и трое детей".

Мама так рассказывала: первых переселенцев с поезда снимали, грузили – в зимнее время в сани, в летний период на телеги, – привозили в глухую тайгу, в двух километрах была маленькая деревенька, – вывалили прямо под елки. У кого-то перина была, у кого-то подушки, у кого-то теплое белье. Первые поселенцы рыли землянки. В первую зиму умерло много стариков и детей. Рожали прямо в землянках. "Вся власть принадлежала коменданту, без его разрешения ни выехать, ни сходить по грибы-ягоды было нельзя. Мы, дети, подросли, нас направили на лесозаготовки в леспромхоз. Очень хотелось учиться дальше, но детей репрессированных не принимали учиться".

Я помню, люди были очень трудолюбивые. Они научили местное население сажать огурцы. Одно время здесь вообще не сажали капусту, почему-то все вымерзало. Я в детстве помню – картошка напрочь вымерзала, заморозки такие были до конца июня. Сейчас как-то климат изменился. Я даже помню, – у нас мама плакала, – картошка взошла, ее надо было окучивать, а она вся под корень замерзла, накопали мелочь. Среди спецпоселенцев был такой хозяйственный мужчина, сажал турнепс. Луговина была распахана, он сажал там турнепс, длинный-длинный рос, сладкий-сладкий. Я помню, в детстве через речку переплывем, а турнепс, не поверите, сантиметров по 80. Все голодно жили, молоко, сметана только были. Мама турнепс вычистит, нарежет и сметанкой с солью, вместо печенья. Это называется в детстве воровали турнепс.

XS
SM
MD
LG