Ссылки для упрощенного доступа

Cмена состава. Сила и слабость кандидата Камалы Харрис, вероятной замены Джо Байдена


Cмена состава. Сила и слабость кандидата Камалы Харрис
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:24:46 0:00
Скачать медиафайл

Решение Джо Байдена выйти из президентской гонки фактически начинает ее заново. Теперь Демократической партии предстоит выбрать нового кандидата в президенты и вице-президенты, которые будут противостоять на выборах 5 ноября республиканскому тандему Дональду Трампу и Джей Ди Вэнсу. Байден и многие видные демократы поддержали выдвижение вице-президента Камалы Харрис. Она почти наверняка получит номинацию партии, но в борьбе с Трампом все равно будет аутсайдером. Что она может противопоставить республиканскому сопернику, Валентин Барышников и Владимир Абаринова обсуждают в новом эпизоде подкаста о выборах в США "1600 Пенсильвания авеню".

(Транскрипт подкаста подвергся незначительной правке)

ВБ:

– Произошло драматическое событие, которого мы давно ждали: президент Джо Байден объявил, что выйдет из предвыборной гонки. Это означает, что она в значительной степени начинается заново. Вице-президент Камалы Харрис, без сомнения, является фаворитом, однако, не существует механизма автоматического утверждения ее кандидатом от Демократической партии вместо Байдена. Ей нужно набрать голоса делегатов на съезде предвыборном партии, который должен состояться в Чикаго 19-22 августа.’

Утверждение Харрис

ВА:

– Байден не может просто по собственной воле отдать своих делегатов Харрис. Если кандидат, за которого должен был голосовать на съезде делегат, выбыл, делегат по существующим правилам может голосовать по собственному усмотрению за кого угодно, но для этого ему нужно предоставить этот выбор. Один из сценариев заключается в том, чтобы провести онлайн-голосование по одной кандидатуре – кандидатуре Камалы Харрис. Если эта кандидатура не получит большинство голосов, а ей нужно получить больше 50%, тогда будет открытый съезд. В правилах, кстати, кроме всего прочего, написано, что делегаты должны голосовать по чистой совести. Тут обращает на себя внимание, что не все поддержали решение Байдена передать эстафету Камале. Например, Билл и Хиллари Клинтон поддержали, а вот Обама сказал осторожно, что мы находимся в неизведанных водах, нужно как-то решить этот вопрос, договориться. Некоторые потенциальные кандидаты тоже промолчали, они, видимо, хотели открытый съезд. Сенатор Джо Мэнчин из Западной Вирджинии, до мая этого года был демократом, консервативным демократом, как он себя называл, а потом вышел из партии, стал независимым, – сейчас появился такой слух, что он хочет опять записаться в демократы, чтобы составить конкуренцию Камале.

ВБ:

– Мэнчин сказал, что он не идет, но высказался за то, чтобы была открытая конвенция. То, что значительное количество людей говорили об открытом съезде, означает, что они не очень довольны кандидатурой Харрис. Давайте поговорим о Харрис. Она не очень популярна у избирателей, она провалила кампанию 2020 года, когда она пыталась выдвинуться в президенты, она даже до праймериз не дошла.

Камала

ВА:

– Надо начать с биографии. Ей сейчас 59 лет. Он дочь эмигрантов, ее папа с Ямайки, профессор экономики. Ее мама из Индии, эндокринолог. Она одна из двух сестер, выросла в Калифорнии, получила юридическое образование, работала в судебной системе в Калифорнии на разных должностях, в том числе помощником окружного прокурора была, расследовала дела о разбое, грабежах, убийствах, растлении несовершеннолетних, серьезные дела. Обратила на себя внимание местных политиков. Когда она в 2002 году замахнулась на пост окружного прокурора Сан-Франциско, это выборная должность, ей помогали Нэнси Пилоси и другие видные политики Калифорнии. Она выиграла не без труда во втором туре. В 2010 году она избралась на должность генерального прокурора Калифорнии, тоже не без труда, при массивной поддержке местного партаппарата. 2016 год, она избралась в Сенат. Ей уже было 49 лет, когда она встретила своего нынешнего мужа Дага Эмхоффа, до этого она не была замужем. У нее двое приемных детей - дети Эмхоффа. Она считает их родными детьми. В Сенате она проявила себя по-прокурорски, она умеет “включить” прокурора, когда надо, мы это знаем по многим сенатским слушаниям, когда она допрашивала чиновников администрации Трампа. Она была гроза трампистов, не давала им возможности заниматься их обычной демагогией. В 2020 году пошла в президенты, и да, быстро сошла с дистанции, но все запомнили дебаты, где она схлестнулась с Байденом, обвинив его в расизме. Он очень оскорбился тогда, но потом она стала его вице-президентом. И в своем заявлении о выходе из гонки Байден сказал, что выбор Камалы был одним из лучших его решений за годы президентства.

Против Трампа

Какие же положительные и отрицательные у нее стороны? Во-первых, теперь Трамп стал самым старым кандидатом. Во-вторых, как теперь пишут, это кампания “прокурор против уголовника”. Да, у Камалы нет такого послужного списка, как у Байдена, она не может поставить себе в заслугу достижения Байдена, но у нее нет и ответственности за его ошибки и провалы. Байден через два месяца после вступления в должность поручил ей заняться кризисом на южной границе, она поездила по латиноамериканским столицам, но что, в сущности, она могла сделать? Зато теперь Трамп обвинил ее в том, что она провалила эту работу, она виновник кризиса на границе. Теперь, как вы правильно сказали, обнулилась фактически вся кампания, которая была до этих пор, она начинается сначала, в том числе обнулилась договоренность о вторых дебатах. Еще до отречения Байдена Трамп требовал, чтобы вторые дебаты прошли на "Фоксньюс", а не на Эй-Би-Си, как они договорились раньше, теперь надо договариваться снова. Советники Трампа немного этого опасаются, потому что Трамп, когда полемизирует с женщинами, часто теряет осторожность, потому что он же такой вуманайзер, а она, конечно, умеет, что называется, “включить” прокурора, когда надо. Пару дней назад он ее называл "смеющейся Камалой". Она действительно женщина улыбчивая, много улыбается, смеется, а он это представляет как такой признак душевного нездоровья: она смеется как сумасшедшая.

ВБ:

– Мне кажется, она не очень умеет разговаривать с избирателями. Я читал, что ее сотрудники часто уходили, потому что были недовольны тем, как она с ними обращается. Вероятно, можно из этого понять, что она очень жесткая. Возможно, ей не получается очаровать и привлечь на свою сторону избирателей. Но, как вы справедливо заметили, именно кампанию против Трампа она действительно может построить по принципу, что она создает нечто вроде публичного дела Трампа. Напомним, что Трамп признан виновным в уголовном преступлении судом в Нью-Йорке, есть еще несколько судебных дел против Трампа, но эти дела зависли в судах. Кампания Трампа говорила что-то вроде, что не дело судов решать, это должно остаться на суд избирателей, на их выбор президента. В этой же логике Камала Харрис может создать некий кейс против Трампа и вынести его на суд избирателя в ноябре – тогда ее специфика будет уместной. Но Камала Харрис производит немного странное впечатление: она выступает с какими-то историями, которые не очень понятны, сама над ними смеется. Она рассказывала историю, как ей и ее сестре мама сделала внушение и сказала: "Что, вы с кокосового дерева упали? Не знаете, что вы живете в контексте того, что с вами произошло до этого?". Никто ничего не понял, но удивительным образом это стало мемом сторонников Камалы Харрис. Можно увидеть в Твиттере иконки кокоса – это означает, что человек поддерживает Камалу Харрис.

ВА:

– Это весело, согласитесь, гораздо веселее, чем поединок двух стариканов.

ВБ:

– Давайте на секунду вернемся к тому, что в отсутствии Байдена Трамп самый старый кандидат в президенты США в истории. В его 78 лет он сталкивается с тем, с чем раньше сталкивался Байден. Я не помню последних опросов, но как минимум половина избирателей говорили, что он слишком стар для того, чтобы стать президентом следующие четыре года. Ситуация теперь зеркально обратная. Поэтому сейчас Трамп разразился множеством гневных реплик, требует, чтобы ему вернули деньги, которые он потратил на кампанию против Байдена, потому что, мол, жулики заменили кандидата, а он уже с ним боролся, теперь ему все заново. С Байденом сторонники демократов чувствовали, что они проигрывают, сейчас им кажется, что у них есть новый путь, который, возможно, приведет к победе. Но если посмотреть на опросы, даже с Камалой Харрис Демократическая партия сейчас находится в положении отстающего, и ей нужно догонять.

Открытый съезд

Мы видели, что некоторые влиятельные демократы не бросились сразу выступать в поддержку Камалы Харрис, и потому кажется, что они могут быть не очень уверены, что Харрис лучший кандидат. Может быть кто-то попытается что-то сделать, чтобы выдвинуть другого кандидата или хотя бы провести дискуссию, в ходе которой партия сформулирует лучше, как ей вести кампанию. Кандидаты должны представить свои программы, соперничать, и тогда на открытом съезде делегаты выберут из них.

ВА:

– Но с другой стороны, открытый съезд таит в себе большие опасности. Все сейчас вспоминают 1968 год, прежде всего, съезд Демократической партии тоже был в Чикаго, проходил практически в осаде, потому что там были массовые протесты против войны во Вьетнаме. Все это произошло от того, что еще в марте президент Линдон Джонсон сошел с дистанции, объявил, что не будет переизбираться. Он тогда сказал знаменитую фразу: "Если я потерял Кронкайта, то я потерял Америку". Кронкайт тогда был самый авторитетный обозреватель телевизионный. Началось острое соперничество на праймериз, был убит Роберт Кеннеди, один из претендентов. В результате на съезде было семь кандидатов, выбрали в конце концов вице-президента Хьюберта Хамфри, который благополучно провалил эти выборы. В 1972 году 10 кандидатов было, много туров голосования, пока не выбрали Макговерна, который тоже проиграл выборы. И наконец в 1980-м соперником президента Джимми Картера на праймериз был сенатор Тэд Кеннеди, который довел это соперничество до съезда, благополучно проиграл ему, но при этом так яростно критиковал Картера, что это очень сильно ослабило его позиции. Теперь все это вспоминают как кошмарный сон и не хотят повторения.

Действующего президента, который бы проиграл праймериз, еще не было в истории, а вот действующие президенты, проигравшие выборы, были. Я специально проверил: из 13 послевоенных президентов оказалось, что пятеро были переизбраны, а четверо проиграли – Джеральд Форд в 1976 году, Джимми Картер в 1980-м, Буш-старший в 1992-м, Дональд Трамп в 2020-м. Проблем с праймериз и с номинацией партийной у них не было, действующий президент практически по определению выигрывает эти праймериз, но выборы они проиграли.

Если Харрис - кандидат, кто будет ее вице?

Два потенциальных кандидата – это губернатор Мичигана и губернатор Пенсильвании. Каждый из них способен положить в копилку свой проблемный штат, где они очень популярны.

Джош Шапиро
Джош Шапиро

ВБ:

– Я назову этих людей. Губернатор Мичигана – это Гречен Уитмер, губернатор Пенсильвании – это Джош Шапиро. Мы обсуждали в прошлом эпизоде подкаста, что это два из трех штатов, плюс Висконсин, которые будут с наибольшей вероятностью решающими на предстоящих выборах. Шапиро считается одним из самых интересных будущих политиков Демократической партии. Пенсильвания – самый большой штат из колеблющихся по числу выборщиков в электоральном колледже, Шапиро выиграл там два года назад 50 с лишним процентов голосов, явно, что это были не только демократы. То есть он в состоянии апеллировать и к республиканцам, и к независимым. По идее, исходя из электоральной арифметики, на вопрос, кто мог бы быть при Камале Харрис кандидатом в вице-президенты, самый отвлеченно правильный ответ – Джордж Шапиро. Камала Харрис воспринимается довольно левой, ей нужен человек скорее из центра, попытаться дотянуться до независимых и каких-то недовольных республиканцев, республиканцев, недовольных Трампом. По идее Шапиро мог бы быть таким человеком. Однако, сейчас непонятно, кто из этих людей готов сейчас попробовать рискнуть своей карьерой. Потому что для потенциальных звезд Демократической партии может быть сейчас выгоднее не участвовать в этой безумной гонке, потому что то, что сейчас происходит, беспрецедентно, не пытаться вскочить в этот вагон, бороться с Трампом не очень подготовленно, а подождать 2028 года и тогда спокойно вступить в гонку, уже тогда собрать вокруг себя настоящую коалицию.

Кампания

Если представить себе, что Харрис все-таки станет кандидатом, похоже на то, что предстоит тогда в кампании? Вы уже упомянули, что Байден поручил ей в свое время заниматься границей, понятно, что теперь она будет в ответе за все, на нее сейчас повесят весь кризис на границе, скажут: не справилась. Хотя сейчас, я проверил, падает количество нелегальных пересечений границы с Мексикой. Но все равно для республиканцев это главная тема, и они ее приторочат к Камале Харрис.

ВА:

– Замечу, что вице-президент не имеет никакой власти, он не подписывает никакие договоры, никаких соглашений, ничего, он может только представительствовать от имени президента, право решения – у президента. Поэтому она и не могла ничего сделать. Допустим, она 6 раз по моим подсчетам встречалась с Зеленским, она вообще последовательный сторонник помощи Украине, в Мюнхене в прошлом году она была в тот момент, когда сообщили о смерти Навального, она встретилась с Юлией Навальной. Но какие-то решения, связанные с этим, она принимать не может, потому что нет у нее таких полномочий. Но повесить на нее, конечно, повесят.

ВБ:

– Она будет вынуждена отвечать за то, что делала администрация Байдена все эти четыре года на границе. Можно только задать вопрос администрации Байдена, зачем они повесили такую проблему на нее, если, как они говорили, они готовили ее к тому, что она станет впоследствии президентом.

В обратную сторону, она была одной из активных защитниц права на аборт, она должна атаковать Трампа, потому что это один из главных вопросов, который выгоден демократам.

ВА:

– Да, конечно, она и остается защитницей права на аборт. Интересно, что она еще до выхода Байдена из кампании, как только Трамп назвал своим кандидатом в вице-президенты Джей Ди Вэнса, Харрис позвонила ему, они обсудили даты возможных дебатов, условия. Потом публично говорила, что Джей Ди Вэнс лоялен только Трампу, но не стране. Вот она сейчас будет постоянно напоминать. Демократам сейчас важно подорвать реноме Вэнса, как защитника “синих воротничков”. Она будет напоминать: какой он выходец из рабочего класса? Он венчурный капиталист и так далее.

ВБ:

– Разговор о рабочем классе – это снова возвращение к штатам "ржавого пояса". Может, Вэнс не является реальным выразителем интересов рабочего класса в регионе, но считается, что белый рабочий класс у Харрис не очень получается привлекать на свою сторону. Она хороша с женщинами, с афроамериканцами, азиатоамериканцами, с молодежью. Эта тонкая электоральная арифметика явно будет ключевой в развитии событий последних двух месяцев кампании после того, как будет утвержден кандидат Демократической партии. Будет большой вопрос так называемого пути к победе в электоральном колледже. Потому что Харрис, если она так хороша с афроамериканцами, с латинос, с женщинами, она может изменить ситуацию, например, в Аризоне. Считается, что там Трамп выигрывает, но там болезненная ситуация по поводу абортов.

ВА:

– Поэтому одним из кандидатов в вице-президенты называют Келли, бывшего астронавта, сенатора от Аризоны.

ВБ:

– То есть в игре оказываются другие штаты. Если Камала Харрис сможет сыграть как-то по-другому, то может выиграть за счет других штатов. Но надо понимать, что сейчас Трамп фаворит этих выборов. Байден вышел из гонки и высказался за Харрис, хотя я читал, что он сам и его кампания не очень верят в ее перспективы, – но сейчас демократы попытаются изменить динамику.

ВА:

– Трампа, конечно, придется догонять. С другой стороны лучше иметь такого бегуна, как Камала, чем такого, как Байден. Байден поступил как профессионал, он поступил как опытный профессиональный политик, хотя, конечно, очень долго колебался, и это может дорого обойтись партии. Действительно, окно возможностей расширяется, тут появляется много разных вариантов.

XS
SM
MD
LG