Ссылки для упрощенного доступа

"Дальше будут жертвы". Пожар в здании с архивом "Мемориала"


Сгоревший автомобиль около офиса "Ельцин-центра" в Екатеринбурге
Сгоревший автомобиль около офиса "Ельцин-центра" в Екатеринбурге

В Москве утром 21 марта работники правоохранительных органов пришли с обысками к сотрудникам юридически ликвидированного российскими властями общества "Мемориал". В ту же ночь в Екатеринбурге загорелось офисное здание, где были складированы архивы и вещи Екатеринбургского общества "Мемориал".

В офисное здание на улице Коминтерна, 16, волонтеры "Мемориала" только что перевезли свое имущество после выселения из муниципального помещения на Ленина, 99. Екатеринбургское общество "Мемориал" хоть и внесено в списки иностранных агентов, не было ликвидировано судом в 2021–22 годах, поскольку представляет собой отдельное юрлицо. Сам же склад на Коминтерна, 16, принадлежит "Ельцин-центру". В обстоятельствах пожара разбиралась корреспондент Радио Свобода.

"Черная метка" в "День чекиста"

Уведомление о выселении из подвала на проспекте Ленина, 99, где "Мемориал" находился почти двадцать лет, председатель организации Алексей Мосин получил 20 декабря 2022 года, в День работников российских органов безопасности.

"Сегодня, в 105-ю годовщину образования ВЧК (профессиональный праздник всех сотрудников ВЧК-ГПУ-НКВД-МГБ-КГБ-ФСБ), Уральский Мемориал получил "подарок" от Администрации города Екатеринбурга в виде уведомления об отказе от договора аренды занимаемого нами помещения. Действие договора прекращается через три месяца, 20 марта 2023 г.", – написал он в фейсбуке.

За месяц до того, 25 ноября, СМИ опубликовали обращение уральских казаков в мэрию Екатеринбурга с требованием расторгнуть договор аренды муниципального подвала и таким образом прекратить "поддержку иностранных агентов".

Три месяца спустя Мосин вместе с волонтерами уже занимался упаковкой библиотеки и документов. Общество искало подходящее место, куда можно было бы перевезти архивы и все имущество, накопленное более чем за тридцать лет.

Алексей Мосин
Алексей Мосин

– Мы несколько раз пытались договориться с разными институциями о совместных просветительских мероприятиях, а потом к нашим партнерам или владельцам площадки приходила полиция с предупреждением, что "Мемориала" в числе организаторов быть не должно, иначе у них "будут проблемы". Узнав об этом, я сам вынужденно отказывался от участия, потому что не хотел подвергать лишнему риску ни партнеров, ни саму нашу организацию. Мне, доктору исторических наук, запрещено заниматься историко-просветительской деятельностью! Они запрещают, а мы ищем возможности продолжать свою работу, – говорит Мосин.

Несмотря на противодействие, уральский "Мемориал" зимой провел восемь историко-просветительских встреч.

9 февраля телеграм-канал "УралLIVE" со ссылкой на самого Алексея Мосина сказал, что организация якобы ведет переговоры с "Ельцин-центром" об аренде у него помещения "на льготных условиях". Сам Мосин утверждает, что никакой информации о планах по переезду ни "УралLIVE", ни другим СМИ он не сообщал.

"Что случилось с человеком, не понятно"

В середине февраля к Мосину приехал швейцарский журналист Маркус Акерет из московского представительства "Новой Цюрихской газеты", чтобы сделать репортаж о об уральском "Мемориале".

– Когда Маркус приехал к нашему офису, его уже поджидали как минимум три репортера ютьюб-канала "Крик-ТВ", которые вели себя очень настырно, – говорит Мосин. – Они лезли прямо в дверь без приглашения. Я тогда вышел из подвала и дверь за собой захлопнул, и пошел встречать Маркуса. Один из репортеров, Алексей Кузнецов, при этом вел прямой эфир со своего телефона. Я понял, что здесь нам не дадут спокойно побеседовать, и решил пригласить Акерета в гости к маме, которая живет неподалеку. Всю дорогу они загораживали нам путь, совали микрофоны и камеры прямо в лицо, хамили, задавали провокационные вопросы и обвиняли Маркуса в том, что он специально приехал "кошмарить Россию в глазах международной общественности". Я не ожидал, что все они будут, кривляясь, тащиться за нами до самого дома и пытаться проникнуть в подъезд. Когда я понял, что они не постесняются ворваться в квартиру к моей маме, я решил пригласить Маркуса уже к себе домой и повернул на автобусную остановку. Пока мы ждали автобус, они, наконец, отстали, но все равно выложили это видео. Откуда они узнали о визите Маркуса, мне неизвестно.

Видео, о котором говорит Мосин, собрало 226 просмотров. На том же ютьюб-канале до сих пор висит прямо противоположное по смыслу интервью с Мосиным и его соратником Анатолием Свечниковым о ликвидации "Международного Мемориала", сделанное год назад тем же самым Алексеем Кузнецовым. За два года до того Кузнецов в прямом эфире лично мыл монумент "Маски скорби" на мемориале жертвам политических репрессий на 12-м километре Московского тракта, и это видео также сохранилось.

– Что случилось с человеком, непонятно, но явно с ним что-то случилось, – говорит бывший исполнительный директор Екатеринбургского "Мемориала" Анатолий Свечников, покинувший Россию прошлой осенью из-за угрозы политического преследования.

"Искали запрещенное"

20 марта истекал срок, отведенный на освобождение подвала на Ленина, 99. Екатеринбургский "Мемориал" заключил договор ответственного хранения с "Ельцин-центром", чтобы использовать его склад на Коминтерна, 16. Восьмиэтажное здание, пострадавшее от огня 22 марта, построено в 2005 году. В 2006 году там впервые открылся музей Бориса Ельцина. Сейчас здание функционирует как бизнес-центр, однако часть помещений до сих пор числится за Фондом Ельцина.

В понедельник, 13 марта, сюда на арендованной "Газели" начали перевозить библиотеку и архивы Екатеринбургского "Мемориала". Первый рейс прошел без происшествий, а на втором круге машину внезапно остановили сотрудники полиции, которые якобы получили сигнал о том, что в "Газели" перевозятся краденые вещи. Водителю велели следовать к отделу полиции №1 на Толмачева, 22. Узнав об этом, туда же выехали Алексей Мосин и адвокат Ильдар Садыков. Но адвоката дальше дежурной части так и не пустили.

Досмотр грузовой машины, перевозившей имущество Екатеринбургского общества "Мемориал"
Досмотр грузовой машины, перевозившей имущество Екатеринбургского общества "Мемориал"

– Мне сказали, что, поскольку Мосин официально не задержан, то и адвокат ему не требуется, но это абсолютная ложь. Человек имеет право на присутствие своего представителя в любой подобной ситуации, – говорит Садыков. – Что касается самого анонимного сообщения о перевозке краденых вещей, то доставление машины, набитой бумагой и книгами, в отдел полиции после анонимного звонка – ситуация нетипичная. Могли бы досмотреть на месте, увидели бы, что в коробках, с точки зрения потенциальных воров, одна "макулатура", не представляющая никакого интереса в плане наживы, и сразу бы отпустили. Я уверен, что в любой другой ситуации именно так они бы и сделали.

Вместо этого машину доставили в отдел полиции и тщательно досмотрели.

– Когда я приехал в отдел, меня тоже не сразу пустили, – рассказывает Мосин. – Шофера они увели, и машина полчаса у них во дворе стояла без присмотра. А потом они говорят: сейчас позовем понятых и вскроем. Я возразил, что у меня нет уверенности, что за это время ее никто не открывал, все же понимают, что может быть, когда машина стоит без шофёра. Тогда решили вскрывать в присутствии моем и шофера, никаких понятых. Они открывали коробки с книгами и смотрели. Я говорю: вы что ищете? Вы должны искать хулигана, который сделал ложное сообщение. Один из "эшников" это все снимал. Потом эти кадры он отправил в издание "Ура.ру" в тот же день, кстати сказать. Они не имеют права оперативную информацию тут же передавать СМИ, но все время это делают.

В конце концов Мосин высказал сотрудникам полиции, что они срывают "Мемориалу" весь рабочий график и вводят организацию в необоснованные расходы, потому что аренда задержанной машины стоит денег. Сотрудники Центра "Э" наконец оторвались от содержимого коробок и составили акт о том, что они "не обнаружили ничего, запрещенного в Российской Федерации".

– По сути, это был не досмотр, а настоящий обыск, – отмечает Мосин. – Заметьте, машину задержали по подозрению в перевозке краденого, а искали в ней "запрещённое".

Похожий прием был использован и против Московского "Мемориала" 14 октября 2021 года, когда вызванная против хулиганов полиция стала "прессовать" самих потерпевших, напоминает Алексей Мосин: "Это у них давно отработанный маневр".

Всю неделю активисты продолжали перевозку вещей и закончили ее в субботу. А в ночь со вторника на среду случился пожар.

"В 01:13 поступило сообщение о пожаре по адресу: Коминтерна, 16. По прибытии первых пожарно-спасательных подразделений было установлено, что происходит горение фасада здания с первого по восьмой этаж. Площадь пожара составила 50 квадратных метров, поврежден легковой автомобиль и фасад здания. К тушению привлекалось 9 единиц техники и 29 человек личного состава", – прокомментировали в МЧС.

Пожар в офисном здании на Коминтерна, 16
Пожар в офисном здании на Коминтерна, 16

Возгорание началось с припаркованного вплотную к стене здания автомобиля, и быстро распространилось по вентилируемому фасаду до самого верха. Больше всего пострадали стеклопакеты того самого склада, куда накануне перевез свои вещи уральский "Мемориал": жалюзи там теперь сломаны, стекла потрескались и выпали.

– Большая удача, что огонь не пошел внутрь, – говорит волонтер "Мемориала", юрист Алексей Антонов, посетивший обгоревший склад на следующее утро. – Повезло, что входная дверь была закрыта достаточно плотно, не было тяги. Поэтому огонь туда и не пошел, только дым и копоть.

Пожарным даже не пришлось проливать помещения изнутри, что и спасло библиотеку "Мемориала". Реальный ущерб выпал на долю собственника здания и хозяина автомобиля.

Алексей Антонов, когда в то утро приехал к месту происшествия, успел переговорить с сотрудниками кафе-бара, расположенного в том же здании. Ему рассказали, что сюда заходил хозяин пострадавшего автомобиля и на нем "лица не было". В автомобиле потрескались и выпали стекла, выгорел салон, полностью сгорел капот и все, что под ним.

Сгоревший автомобиль, с которого начался пожар
Сгоревший автомобиль, с которого начался пожар

Момент возгорания, как оказалось, попал на камеры видеонаблюдения.

– Поскольку "Мемориал" не является ни собственником, ни даже арендатором помещения, а сданное на хранение имущество не пострадало, то возможности официально посмотреть эту видеозапись у представителей нашей организации нет, – объясняет Антонов. – Этим должен заниматься хозяин самого здания. Но в частном разговоре охранники нам рассказали, что на записи видно, как некий человек в темной одежде и капюшоне после часа ночи подошел к стене напротив окон, и сразу вспыхнул огонь. Человек – бегом на Коминтерна, там в машину какую-то сел, и машина сразу уехала. Мое мнение, что это была спланированная акция, конечно.

– Из того, что я могу видеть, возгорание предположительно началось с капота, – говорит сотрудница, дознаватель с 20-летним стажем МЧС Татьяна Волкова (имя изменено по ее просьбе. – РС). – Скорее всего, это было ветошь какая-нибудь, пропитанная таким злым средством нехорошим, брошенная на капот машины. Температура была очень высокая, а температура всегда распространяется вверх, поэтому совершенно спокойно могли языки пламени дойти до следующего этажа. Ну и еще зависит от материала фасада, конечно, я не знаю, какой там был утеплитель… Мы видим, что сзади и снизу машина пострадала значительно меньше, чем спереди, даже резина на переднем колесе сохранилась. Взрыва не было. На самом деле, трудно сказать, кого хотели поджечь, но я так полагаю, что скорее здание, чем авто. Потому что когда целенаправленно поджигают машину, то стараются проникнуть в салон или же в бензобак. А у этой модели бензобак сзади, его было бы поджечь проще всего. Конечно, это непрофессиональный поджог. Вероятно, кто-то сделал это в порыве эмоций, возможно, алкаш или подросток.

Последствия пожара
Последствия пожара

По мнению Алексея Антонова, побывавшего на месте происшествия, могло быть и два очага возгорания: капот машины и наиболее сильно обгоревший кусок стены. Окончательные выводы сделает пожарная экспертиза.

У владельца пострадавшей машины нет никаких версий, кто и за что мог бы специально поджечь его автомобиль, и врагов у него тоже нет. Напротив, активисты "Мемориала" уверены, что в Екатеринбурге давно действует группировка, испытывающая ненависть к "Мемориалу" и его идеям. Так, в городе несколько раз за восемь лет массово похищались, закрашивались или заклеивались таблички "Последнего адреса", периодически случались несанкционированные проникновения в офис "Мемориала" на Ленина, 99, на общество написаны десятки тайных и публичных доносов.

– Я думаю, это современные "вигиланты", такие неформальные группы "народных мстителей", действующие в меру своего понимания в интересах государства и власти и пользующиеся негласным покровительством местных силовиков. Они не на зарплате, и никаких прямых приказов от ФСБ не получают. Но они получают какие-то намёки. До того, как "Мемориалом" в Москве занялись официально, там ведь тоже были сперва нападения таких вот "вольных стрелков". Конечно, когда мы искали помещение под архив, к разному готовились. Провокации, вторжения, троллинг, порочащие плакаты, обыски там. Но, что вот так сжигать будут, рискуя жизнями обитателей целого дома?.. Просто нет слов. Это уровень воздействия выше ожидаемого, скажем так. И мне кажется, это необратимая история, дальше будет только хуже, жестче и страшнее, с жертвами. Государство добровольно делегирует им часть своего права на легитимное насилие, но когда этот "каток" относительно "Мемориалов" и прочих иностранных агентов наберет обороты, остановить его оно не сможет, – полагает Анатолий Свечников.

– Вероятно, когда начались во вторник обыски у коллег в Москве, кое-кто решил, что всё, происходит окончательно ликвидация "Мемориала", и они тоже могут поучаствовать в этом, – предполагает Алексей Мосин. – Что они и поторопились сделать, но некоторых вещей всё-таки не учили. Видимо, предполагалось, что мы заключим с "Ельцин-центром" арендный договор, а мы всего лишь передали архив на хранение. Никаких отношений аренды у "Ельцин-центра" с иностранным агентом "Мемориал" не существует. И формально этот удар пришелся совсем не по нам. Но могли погибнуть люди, потому что пожар поднялся по всему зданию.

Обгоревший фасад здания
Обгоревший фасад здания

Как разъяснила юрист "Мемориал" Вера Мангилева, "Ельцин-центр", являясь хозяином конкретного помещения, но не здания в целом, также не считает себя потерпевшим и в полицию обращаться не будет. А вот владельцам здания и автомобиля нанесен серьезный материальный ущерб. Если будет доказано, что поджог был умышленный, должно быть возбуждено уголовное дело по статье 167 УК РФ (умышленное повреждение чужого имущества общеопасным способом), которая предусматривает наказание в виде штрафа, принудительных работ или лишения свободы до пяти лет.

XS
SM
MD
LG