В 325-м выпуске подкаста "Музыка на Свободе" Артемий Троицкий исследует ирландскую поп-сцену.
В одном отношении ирландской музыке слегка не повезло: слишком крупный, влиятельный и "одноязычный" сосед. Так же, как многих канадских артистов ошибочно считают американскими (Нейл Янг, Джони Митчелл, Леонард Коэн и далее, вплоть до Джастина Бибера и The Weeknd), ирландцев нередко молва записывает в более привычные англичане. Некоторым – например знаменитым U2 – удаётся сберечь ирландскую идентичность; некоторым (от попсовых Boyzone до изобретателей стиля shoegaze My Bloody Valentine) – не очень. Однако создаётся впечатление (возможно, ошибочное), что в последнее время – то ли под влиянием Брекзита, то ли чего-то ещё – ирландская поп-сцена стала отдаляться от британской. Скажем, за последнюю пятилетку в Англии относительного успеха добилась одна-единственная новая ирландская рок-группа (Fountains DC). В то же время, по моим наблюдениям, новая ирландская музыка стала меньше следовать "англо-саксонским" клише – и это интересно.
Начнём знакомство с группы из Дублина под забавным названием A Clatter and Drone ("Шум и Дрон"). Неопсиходелический секстет только что выпустил первый альбом (Empty Buggy, 2024), а до этого – отличный сингл “День, который переломил зиму”. В своём паблике группа пишет, что на её творчество влияет "психология, философия и доминирующие темы человеческого бытия". Музыкальная составляющая эклектична – от фолка до электроники.
Пожалуй, наиболее заметные из представителей новейшей ирландской волны – четвёрка Lankum, тоже из Дублина. Во главе её – братья Ян и Дараг Линч, и их первый проект назывался просто Lynched ("Линчеванные"). Группа играет свирепый фолк (иногда их сравнивают с The Pogues), но отнюдь не примитивный, а с элементами прог-рока. На счету Lankum уже четыре альбома, и все они были с восторгом приняты местным музыкальным сообществом и получили всяческие награды. Последний из них, False Lankum, вышел в прошлом году и был номинирован на престижную британскую Mercury Prize в категории "Фолк".
Единственные нестоличные жители в нашей подборке – инструментальное трио (гитара – бас – ударные) Ten Past Seven из Керри. Они играют то, что называется math rock – жёсткую виртуозную музыку где-то между нойзом и прогом. Пьеса Horo с их второго альбома Long Live the Bogwalrus (не знал, что моржи водятся в болотах) не совсем характерна, поскольку имеет явный балканский уклон, и на скрипке здесь подыгрывает Кормак МакДиармада из уже знакомых нам Lankum.
Совсем недавно Ирландия потеряла одну за другой двух выдающихся певиц – Долорес О’Риордан, солистку популярнейших Cranberries, и легендарную Шинейд О’Коннор. Среди тех, кто может занять их место на национальной сцене, – Рэйчел Лавелль. Авторка-исполнительница из Дублина, сочиняет космополитичный dream pop. Дебютировала синглом под интригующим названием "Разреши мне раскрыть твой полный потенциал". Эта песня имеется и на первом альбоме певицы, Big Dreams (2024), который она частично записала в Португалии. Будем надеяться, что потенциал милой девушки будет полностью раскрыт и большие мечты сбудутся.
Плей-лист "Музыки на Свободе" #325
1. Jon Spencer & The HitMakers (USA). Junk Man. LP SPENCER GETS IT LIT (BronzeRat)
2. Die Form (France). Paradise perdu. LP MENTAL CAMERA (Trisol)
3. Die Form (France). Au coeur de la Nuit (Into the Night). LP Ibid
4. Korrontzi (Spain). Oilarrak oiloari. LP 20 (Elkar)
5. Josephine Foster (USA). Shrine excerpt. LP DOMESTIC SPHERE (Fire)
6. A Clatter & Drone (Ireland). A day that broke winter. LP EMPTY BUGGY (Self-released)
7. Lankum (Ireland). Netta Perseus. LP FALSE LANKUM (Rough Trade)
8. Ten Past Seven (Ireland). Horo. LP LONG LIVE THE BOGWALRUS (Art For Blind)
9. Rachael Lavelle (Ireland). Let me unlock your full potential. LP BIG DREAMS (Rest Energy)
10. King Creosote (UK). Susie Mullen. LP I DES (Domino)
11. Cindy (USA). The common era. LP 1:2 (Tough Love)
12. Keiji Haino & Guru MoE (Japan). Flower which is pink, small and resistant. LP DRUMS & OCTOBASS (Conrad Sound)