Американская разведка, как пишет The New York Times, полагает, что после разрешения ударов вглубь России Путин "отомстит США и их союзникам более мощными и смертоносными ударами". Институт изучения войны при этом не считает угрозы Путина, даже с обновленной ядерной доктриной, серьёзной угрозой. По данным источников агентства Bloomberg, союзников Украины пугает то, с какой скоростью вооружается Россия. Это значит, что Украине для защиты нужно ещё больше денег и снарядов, а союзники недовольны ростом её запросов.
Владимир Зеленский встретился с Джо Байденом, и президент США сказал, что Украина получит вооружение на 8 миллиардов долларов до конца его срока. Кандидат в президенты США от Демократической партии Камала Харрис при встрече пообещала Зеленскому и дальше поддерживать Украину.
27 сентября президент Украины встретился и со вторым кандидатом в президенты США – Дональдом Трампом. Днём ранее на митинге в Северной Каролине Трамп сказал, что Украина не сможет победить Путина: "Украины не существует. Это больше не Украина. Дома уничтожены, города исчезли. Их уже нет, а мы продолжаем давать миллионы долларов человеку, который отказывается договариваться, Зеленскому". Перед избирателями Трамп критикует президента Украины за то, что тот летом 2022 года не заключил сделку с Путиным.
Повторит ли Трамп свою критику при личной встрече? Почему союзники Украины воспринимают угрозы Путина всерьёз? Чего Украине стоят перебои в западной военной помощи? И так ли всё гладко у России с темпами вооружения? Об этом в программе "Лицом к событию" говорим с политологом Фёдором Крашенинниковым.
Президент Украины Владимир Зеленский завершает американское турне. Он презентовал американским политическим элитам свой "мирный план", или "план победы", а президент США Джо Байден пообещал рассмотреть этот план в ближайшее время. Во время визита Зеленского звучали противоречивые оценки от источников. К примеру, The Wall Street Journal: мол, "план победы" Зеленского "не впечатлил" администрацию Байдена. Но давайте подведём итоги поездки Зеленского, уточним, в чём заключается его план, и на что США согласились, а что отвергли? В прямом эфире корреспондент Радио Свобода Дмитрий Мороз, который следил за визитом Владимира Зеленского. О чем ему удалось договориться в США за эту неделю?
– Сегодня завершилась двухдневная встреча украинского лидера с президентом США. Это уже четвертый визит Владимира Зеленского в Белый дом. Джо Байден сообщил о выделении очередного транша в 4 миллиарда долларов. Все остальные деньги должны поступить до 20 января. В целом 61 миллиард долларов США пообещали Украине. Среди прочего США пообещали поддержать вступление Украины в ЕС и НАТО.
Источники Wall Street Journal говорят, что в Белом доме остались недовольны мирным планом Зеленского. "Там не так много нового", – пишет газета. Содержание документа до сих пор не обнародовалось, известно лишь, что он состоит из четырех пунктов: военная помощь Украине, экономические шаги, дипломатическое давление и "политическое принуждение России". После встречи с Байденом Владимир Зеленский должен был представить свой план кандидатам в президенты США Камале Харрис и Дональду Трампу.
Дональд Трамп уже заранее раскритиковал Зеленского и его план. Он высказывал такие интересные тезисы, что, например, Украины якобы не существует.
Простые украинцы, как известно, ждут, конечно же, мира, ждут, чтобы наконец-то США выдали разрешение на использование дальнобойного вооружения американского по всей территории России для того, чтобы каким-то образом разрешить вопрос обстрелов корректируемыми авиационными бомбами, которые падают на украинские города, – говорит Дмитрий Мороз.
Владимиру Зеленскому удалось встретиться со всеми, с кем планировалось: и с президентом США, и с ключевыми участниками президентской гонки. Можно ли назвать визит президента Украины успешным, учитывая, что именно в этот момент Путин подредактировал ядерную доктрину? Мнение политолога Фёдора Крашенинникова:
– Смотря с какой стороны измерять успех. Это же не первый визит Зеленского в США. Было бы странно, если бы в США президент и бывший, и будущий не приняли главу страны, в поддержку которой они вложили так много денег. Более того, если бы они отказались встречаться с Зеленским, это бы выглядело как предательство, как отступление от поддержки. Ничего нового в подтверждение той линии, которая существовала: действительно, США продолжают поддерживать Украину, продолжают поддерживать Зеленского, это было продемонстрировано. Пока Байден – президент, поддержка Украине со стороны США останется как минимум в нынешнем объеме.
Все остальные проблемы для него кажутся малозначительными
Что будет дальше – не очень понятно. Камала Харрис – это другой человек, в ее команде будут другие люди, в отличие от Байдена, у нее нет никакого личного опыта с Украиной. Про Трампа и говорить не хочется, потому что из его заявлений вполне очевидно, что его вообще мало беспокоит судьба Украины, его беспокоит личное президентство в США, а все остальные проблемы для него кажутся малозначительными, он готов распоряжаться судьбой других государств исключительно исходя из своего личного интереса, – считает политолог.
Американская разведка полагает, что разрешение Украине использовать западные дальнобойные ракеты для ударов по России может спровоцировать серьёзные ответные меры Москвы против США, сообщила газета The New York Times. Американский Институт изучения войны в то же время настроен в отношении обновлённой ядерной доктрины Путина куда скептичнее.
Федор, в своем вчерашнем стриме вы обратили внимание, что на том самом Совбезе по ядерной безопасности не было ни Сергея Шойгу, ни Валерия Герасимова, казалось бы, ответственных за боеприпасы. Как это могло получиться?
Это гораздо более реальная угроза, чем ядерные удары
– Путину понадобился какой-то повод срочно выступить, ему нужна была просто трибуна. Очевидно, собрали каких-то людей, Герасимова, возможно, не стали отвлекать от того, чем он занимается, а почему не было Шойгу, я не знаю. Путин просто хотел озвучить свои очередные угрозы, он их озвучил. Мнение разведки о том, что реальным ответом Путина на удары вглубь России могут стать диверсии, – это реальная угроза, которую Путин, скорее всего, передал на Запад по каналам, потому что мы знаем, что каналы связи между спецслужбами действуют.
Можно вслух говорить о ядерных ударах, которых, скорее всего, в ближайшее время не стоит ждать, но при этом иметь в виду гораздо более неприятные вещи. Европа представляет собой довольно удобную мишень для диверсий, которые могут быть организованы диверсантами ГРУ, которые будут что-то взрывать по всей Европе, и это может стоить очень дорого – это вполне серьезная угроза. Это гораздо более реальная угроза, чем ядерные удары. Хотя, если говорить о ядерном оружии, я не удивлюсь, если тактическое ядерное оружие Путин в Украине вполне себе и применит, но в той ситуации, если ему покажется, что военная ситуация перевернулась в пользу Украины.
– Изменения в ядерной доктрине нужно считать определенным сигналом недружественным странам, попытался объяснить пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Каким сигналом? Зачем эта демонстративность?
Путин на этом и играет – на боязни европейских обывателей
– Я думаю, это больше не политикам, не военным, а европейским обывателям адресовано. Потому что живущие в Европе люди – это избиратели, которые ходят на выборы, они не так тонко разбираются, что на самом деле Путин будет делать, чего он не будет делать. Любому европейскому обывателю перспектива, что на его тихий мирный город упадет русская ядерная бомба, она, конечно, ему кажется более страшной, чем перспектива, что Украина проиграет войну России. Собственно, Путин на этом и играет – на боязни европейских обывателей, вполне осознанной, понятной, человеческой боязни войны, бомбардировок. Он давит на настроения обывателей в Европе, чтобы обыватели, они же избиратели, давили на своих политиков и мешали им как-то усиливать помощь Украине, какие-то меры давления на Россию. Я думаю, что именно это и есть реальная цель таких заявлений.
– Мы сбились со счёта числа угроз ядерным оружием, но остаются ли после всего этого у Кремля иные рычаги для эскалации?
– Давайте признаемся: у обывателей во всем мире память аквариумной рыбки. Они услышали новость, что Путин грозит ядерным оружием, испугались, побоялись, обменялись этой информацией, потом прошло месяца два – они про все это забыли, а тут Путин опять говорит – брошу ядерную бомбу, тут люди снова пугаются. Понятно, что это рассчитано на не самых проницательных аналитиков, а на довольно простых людей, которые как раз голосуют за всевозможных популистов.
– А как теперь вообще быть россиянам, как жить при обновлённой доктрине, столь неточной в формулировках и условиях? Непонятно, где эти "красные линии", какое число дронов, перелетевших через границу, станет последней каплей? А учитывая контролируемую украинской армией территорию России – уж тем более.
Это дурачье радостно бегает и кричит: ага, скоро Путин будет бомбить западные столицы
– Территория крайне незначительная, малонаселенная, поэтому 99,99 процента жителей России вообще никак с этим не соприкасаются, для них это все столько же далекое от их жизни событие, как и то, что происходит в глубине России. Все то, что мы говорили про европейских обывателей, касается обывателей в России. Многие люди, чтобы не испытывать состояние постоянного стресса, просто устраняются от чтения новостей. А те, кто поддерживают Путина и слушают его воинственные вопли с восторгом, их надо поддерживать эмоционально, им Путин вбрасывает периодически лозунг: если они что-нибудь сделают, мы их закидаем ядерными бомбами. Это дурачье радостно бегает и кричит: ага, скоро Путин будет бомбить западные столицы.
Я не верю, что, как и в любой другой стране, в России огромный процент населения вслушивается во все, что Путин говорит, и сопоставляет с тем, что он говорил раньше. А те, кто его считает царем, богом и воинским начальником, они давно для себя решили, что он как скажет, так и будет: скажет бомбить ядерной бомбой – значит, будет бомбить. Если сейчас не бомбит, значит, еще не время. И самое главное, что уже является абсолютно всем понятным, так это то, что стоимость любых бумажек, доктрин, законов и Конституции в России равна нулю. В условиях диктатуры все эти доктрины, документы не работают абсолютно, все решает один конкретный человек. Это страшно, это ужасно. Но это нас в каком-то смысле должно утешать, что от того, что в какой-то бумажке что-то переписали, в практическом смысле это ровным счетом ничего не изменит.