Ссылки для упрощенного доступа

Алебук Сильная Рука – русский покровитель парагвайцев


Генерал Беляев в парагвайской военной форме
Генерал Беляев в парагвайской военной форме

Генерал Иван Тимофеевич Беляев – белоэмигрант, обосновавшийся в Парагвае, гуманист и выдающийся ученый. Он исследовал малодоступные районы страны, участвовал в событиях Чакской войны, проявил себя защитником индейцев. Рассказывает наш мадридский автор Виктор Черецкий

Виктор Черецкий: Начну с того, что изучение российской эмиграции в Латинской Америке для меня до недавнего времени не являлось приоритетным. Так что интерес к Беляеву возник случайно.

(Сюжет о генерале Беляеве – во 2-й половине звукового файла)

Дело в том, что в Испании живет немало выходцев из Парагвая. Уроженка этой страны по имени Магдалена содержит в Мадриде швейную мастерскую, где работает с племянником. Первое, что мне бросилось в глаза, когда я вошел в ее заведение, это некое подобие алтаря. На нем расположились городская лицензия на открытие мастерской, распятие, образки, фотографии, судя по всему, родни и, наконец, газетная вырезка с изображением человека в военной форме с бородкой, в пенсне, да в добавок еще и с Георгиевским крестом.

Личность явно не латинская. Неужели русский? Да, генерал Иван Тимофеевич Беляев, ученый, исследователь индейцев, знаток их языков и нравов. С его деятельностью я познакомился, правда, довольно поверхностно, еще будучи студентом... Но что его изображение делает в Мадриде? Магдалена пояснила: это Хуан, по нашему Алебук – Сильная Рука. Он небесный покровитель моего народа, спасает нас, просит за нас Господа...

Генерал Беляев в парагвайской военной форме.
Генерал Беляев в парагвайской военной форме.

Вот так ни много ни мало небесный покровитель целого народа, в том числе мадридской портнихи. И это не шутка. Вот высказывание о Беляеве члена парагвайской академии истории доктора Луиса Вероны.

Луис Верон: Первым из русских приехал в Парагвай в 1924 году ученый и военный Иван Беляев. Как общественный деятель и человек науки он оставил о себе прекрасную память. Беляева следует считать не только русским, но и подлинным парагвайцем, причем одним из наиболее достойных наших соотечественников. Он сблизился и сделался своим среди коренного населения страны – главным образом среди индейцев народности макá. Россиянин, считая Парагвай своей второй родиной, а себя другом индейцев, сделал для них очень много. Макá его любили и даже считали божеством, мессией.

Виктор Черецкий: В Советском Союзе об Иване, или, по-испански, Хуане, Беляеве знал лишь узкий круг специалистов, а в последние годы о нем в России стали много писать и даже сняли несколько документальных фильмов. Правда, просмотр этой продукции вызвал у меня недоумение. Знавшие Беляева люди говорили, что он всем своим существом и деяниями больше напоминал добродушного приходского священника, чем генерала.

В фильмах россиянин предстает в первую очередь как грозный воин-победитель

В фильмах россиянин предстает в первую очередь как грозный воин-победитель. Он якобы возглавив живших в Парагвае соотечественников-эмигрантов, спас эту страну от ''зловещей'' Боливии в первой половине 30-х годов в ходе Чакской войны. Дескать, если бы не ''наши'', не Беляев, я цитирую российские источники, то несчастный Парагвай был бы стерт с лица земли. ''Ведь кроме русских у него не было на кого опереться'': не было оружия, а крохотная армия разгуливала без башмаков. Российские герои, как всегда, не раздумывая, стеной стали за правое дело: привили парагвайцам ''суворовский дух'' – это тоже цитата – и разгромили врага. Для пущей патетики в одном из видеофильмов говорится, что россияне особо рвались в бой, зная, что в рядах боливийцев воюют выходцы из Германии, так что Чакская война стала чуть ли не ''прологом войны Отечественной''.

Что во всем этом правда, а что вымысел – звучит в духе модной ныне в Кремле идеи морального превосходства ''русского мира'', ура-патриотизма, милитаризма и победобесия? Безусловно, правдой является сам факт участия в конфликте на стороне Парагвая... порядка 40 бывших царских офицеров, ветеранов, как и сам Беляев, Первой мировой и Гражданской войны. Именно сорока – я не оговорился. Речь шла в основном о людях уже немолодых и изрядно потрепанных жизнью. Историк Луис Верон отдает должное их участию в Чакской войне.

Луис Верон: Ввиду трагических событий социально-политического характера, происшедших в России во втором десятилетии ХХ века, многие подданные этой страны были вынуждены покинуть свою родину и искать новое место проживания. Так некоторые из них оказались в Парагвае и приняли участие в кровопролитной Чакской войне против Боливии, в которой проявили свои профессиональные навыки и героизм. Это были в основном бывшие русские офицеры: военные врачи, инженеры, специалисты по возведению укреплений, моряки и так далее. Они участвовали в боевых действиях и некоторые даже командовали батальонами. В госпиталях в качестве медсестер работали героические русские женщины, доказывая наравне с мужчинами, что они достойны своей новой родины.

Группа парагвайских и российских военных в период Чакской войны. Беляев – второй слева.
Группа парагвайских и российских военных в период Чакской войны. Беляев – второй слева.

Виктор Черецкий: Впрочем, в самом факте участия россиян в парагвайском конфликте не следует искать чего-то необычного. В 20–30-е годы прошлого столетия белоэмигранты служили и воевали в разных частях света и в основном не по каким-то высоким соображениям: просто военная служба была возможностью найти себе применение вне родины. Россияне состояли в рядах армии Чан Кайши в Китае, в японской армии, в персидской, участвовали в военных переворотах в Болгарии и Албании, в Испании служили в рядах мятежного генерала Франко, пребывали в армиях Уругвая и Аргентины, в Северной Африке воевали в рядах французского Иностранного легиона.

Вместе с тем не нужно быть особым стратегом, чтобы понять: 40 человек, какими бы героями они не были, просто не в состоянии обеспечить кому-то победу. Тем более в современной войне с участием сотен тысяч человек. А Чакская война, названная так по территории Чако, на которой она проходила, была вполне современной – с применением с обеих сторон авиации, артиллерии, минометов, огнеметов и автоматического стрелкового оружия.

Беляев в период службы в России.
Беляев в период службы в России.

В Парагвае, вопреки утверждению некоторых российских экспертов, армия была. Ее офицерский корпус насчитывал порядка 8 тысяч человек. Офицеры готовились как в самом Парагвае, так и в Аргентине и в других странах. Босиком они не ходили. В основном это были потомки переселенцев из Европы, в том числе из той же Германии. Кстати, Аргентина, в то время уже имевшая собственное военное производство, и была основной опорой парагвайцев, несмотря на декларированный ею нейтралитет в конфликте. В аргентинском генштабе разрабатывали операции для парагвайской армии, ее разведчики добывали сведения о противнике, через нее шло в Парагвай закупленное в разных странах оружие, в том числе аэропланы, в неограниченном количестве поставлялись боеприпасы. Оказывалась и финансовая помощь. Более того, через аргентинскую территорию в тыл боливийцев пропускались для нанесения ударов парагвайские подразделения. Под конец войны в Парагвае появились еще и итальянские советники. Историк Родриго Роса.

Аргентина поставляла Парагваю даже транспортные самолеты

Родриго Роса: Аргентина преследовала в Чакской войне собственные интересы. Известно, что аргентинский президент Агустин Педро Хусто всецело был на стороне Парагвая и испытывал неприязнь к Боливии. В чем это выразилось? В первую очередь, в поставках боеприпасов для стрелкового оружия и артиллерии в ходе всей войны. И не только. В начале войны у Парагвая было маловато пулеметов – всего 32 пулемета "Кольт" и несколько "Виккерс-Максима", купленных еще в довоенное время. Аргентина тут же поставила Парагваю по цене металлолома 100 подержанных "Максимов". Кроме того, она уступила ему свою очередь на приобретение в США огромного числа новых пулеметов "Кольт". Так что ждать их поступления Парагваю пришлось всего месяц. И это лишь пара примеров аргентинской помощи. Аргентина поставляла Парагваю даже имевшиеся у нее транспортные самолеты.

Виктор Черецкий: Что же касается Беляева, то при всем уважении к его личности парагвайцы, к примеру издание ''Порталь Гуарани'', отмечают, что роль россиянина в войне ''не была активной'', хотя он и служил в парагвайском генштабе.

Война эта началась из-за территориального спора вокруг Чако, пространного региона на западе Парагвая. Среди породивших ее причин называют соперничество иностранных компаний, полагавших, что в этих местах может быть нефть. Кстати, последней в Чако так и не оказалось. Другими причинами стали амбиции военных, особенно боливийских, и происки международных торговцев оружием. Среди последних проявлял активность некто Базиль Захарофф, любитель разжигать локальные войны, а затем сбывать воюющим сторонам продукцию британской оружейной фирмы Виккерс. Об этом деятеле мы рассказывали в одной из наших предыдущих программ. Боливийский историк Роберт Брокманн называет и другие причины.

''Холодная война'' между Боливией и Парагваем продолжалась примерно 50 лет

Роберт Брокманн: Искрой, воспламенившей конфликт, считается нападение боливийцев на парагвайский военный пост на озере, которое парагвайцы называют Питиантута, а боливийцы Чукисака. Это широко известная официальная версия. Но, естественно, у конфликта были более глубокие корни. Его истоки следует искать в результатах так называемой второй тихоокеанской войны 1879–83 годов, когда Боливия утратила выход к Тихому океану и стала искать путь в Атлантику по реке Парагвай и Парана. На этой почве возникли разногласия с парагвайцами. ''Холодная война'' между Боливией и Парагваем продолжалась примерно 50 лет. За это время были предприняты попытки договориться о демаркации границы между двумя странами, даже подписывались соответствующие документы. В конце концов были истощены все политические возможности решения конфликта, что и привело к инциденту у озера Питиантута и войне в Чако.

Виктор Черецкий: Продолжавшаяся три года c переменным успехом война, которую как парагвайские, так и боливийские историки называют братоубийственной, превратилась, из-за многочисленных человеческих жертв и разрушений, в подлинную трагедию для народов двух стран. Считается, что в ней было убито 30 тысяч парагвайцев и от 32 до 60 тысяч боливийцев – точной цифры нет. Помимо убитых в боях было огромное число умерших от малярии, холеры, дизентерии и желтой лихорадки. А также лиц, оставшихся калеками в результате ранений. Война спровоцировала в двух странах тяжелый и затяжной экономический кризис.

Конфронтации унесла множество жизней. Спрашивается, для чего?

Роберт Брокманн: Я никогда не оправдываю войны. Я вообще не думаю, что их можно как-то оправдать. Войны – это результат националистической истерии. А национализм, как считается, является последним убежищем мерзавцев. Говорится также, что в жизни всего можно избежать, кроме смерти. Возможно, и этой войны можно было избежать. Но она состоялась. На этот раз национализм взял верх и привел нас к конфронтации, которая унесла множество жизней. Спрашивается, для чего?

Виктор Черецкий: Возвращаясь к фигуре Ивана Беляева, логично задать вопрос: чем конкретно, если не героическими подвигами на войне, заслужил он сохраняющиеся до сих пор почет и уважение парагвайцев? В этой связи, думается, в первую очередь следует упомянуть деятельность Беляева как первопроходца – исследователя новых территорий и топографа. Так, начиная с 1924 года и вплоть до 30-х годов, он совершил 13 экспедиций в Чако. Что представляет из себя эта местность? Рассказывает Пабло Фрер, исполнительный директор неправительственной организации ''Сети Чако'', которая занимается региональным сотрудничеством и развитием, а также охраной природы.

Пабло Фрер: Большое американское Чако простирается на территории в 100 миллионов гектаров. Это в основном лесистая местность – вторая по протяженности в Латинской Америке после находящейся в бассейне Амазонки. Три страны, которые делят Чако, – Парагвай, Боливия и Аргентина – соединяет река Пилькомайо. Она берет начало в Потоси, в Боливии, пересекает Чако, являясь его основной водной артерией. Пилькомайо питается за счет притоков и впадает в реку Парагвай. В регионе, в частности, живут различные индейские племена. Для них с давних времен государственных границ не существует. Они их пересекают, когда захотят, к примеру, чтобы навестить родственников. Сегодня эта историческая реальность из жизни племен нам подсказывает, что три государства должны жить в мире и вместе решать проблемы устойчивого развития и охраны природы Чако как единого региона.

Асунсьон, 1930-е годы.
Асунсьон, 1930-е годы.

Виктор Черецкий: В 20-е годы прошлого столетия задачи развития Чако при сохранении его экологии не стояло. Беляеву следовало изучить регион, на который претендовал Парагвай и Боливия, составить его описание и карты, которых до той поры просто не существовало, найти источники питьевой воды, а также определить место для размещения армейских постов и гарнизонов. Дело было довольно сложным, учитывая, что Чако считался в то время мало изученной и мало пригодной для жилья территорией, регионом почти недоступным из-за сухого и жаркого климата зимой и ливневых дождей летом. Дожди сопровождались, как правило, наводнениями. К проблемам добавлялось наличие враждебно настроенных индейских племен, а также опасных животных, ядовитых пресмыкающихся и насекомых.

Луис Верон: Структурой, которая инициировала экспедиции в Чако, был генеральный штаб парагвайской армии. Беляева приняли на службу и поручили эту работу, учитывая его знания и опыт в области картографии. Свой опыт он щедро применил в Чако. Армии очень пригодились составленные им топографические карты с подробным описанием местности. Дело в том, что до него этот регион оставался загадкой. Изучена была лишь территория вдоль местных рек. Труды Беляева позволили нашим военным заблаговременно закрепиться в самых отдаленных уголках Чако, что имело для нас большое значение в ходе Чакской войны. Его открытия, описание местности, климата и населения помогали высшему командованию парагвайской армии принимать решения. Одним словом, без карт, составленных Беляевым, нашим войскам пришлось бы действовать буквально вслепую. Отмечу, что в ходе одной из экспедиций Белаев обнаружил озеро Питиантута и изучил его водные ресурсы.

Беляев с группой индейцев.
Беляев с группой индейцев.

Виктор Черецкий: Во время экспедиций Беляев не ограничивался выполнением заданий парагвайского генштаба. Он с детства интересовался жизнью индейцев. А поездки в Чако помогли установить с ними первые контакты. Сначала отношения генерала с туземцами носили лишь прагматичный характер: без них ему вряд ли удалось бы осуществить задачи экспедиций. Речь шла о таких племенах, как чулупи, чамакоко и мака. Индейцы служили проводниками, помогали с водой и продуктами. Общаться с ними было непросто. Они говорили на своих языках, причем каждое племя на своем. Испанского, которым владел Беляев, никто не знал. Так что ему пришлось учить языки своих новых знакомых. И это было лишь началом деятельности россиянина как лингвиста. В дальнейшем он разработал письменность для индейцев, а также составил словари, чтобы они могли учить испанский и, таким образом приобщаться к цивилизации.

Всего Беляев опубликовал более десятка научных работ, связанных с языками и диалектами индейцев, их обычаями, верованиями, фольклором и бытом. Кое-что из его изысканий было издано в США престижным Смитсоновским институтом. На основе анализа 14 языков 19 племен, населяющих Парагвай, Беляев сделал вывод, что эти языки происходят от санскрита и, таким образом, относятся к индоевропейской семье. Он придерживался научной теории об азиатском происхождении коренных жителей Американского континента.

Танец парагвайских индейцев.
Танец парагвайских индейцев.

Луис Верон: Беляев научился говорить на нескольких языках и диалектах индейцев, что ему далось без особого труда, поскольку он обладал выдающимися способностями. Вообще, он был полиглотом. Эти языковые знания ему очень пригодились, чтобы войти в доверие к местному населению. Кроме того, Беляев стал знатоком и популяризатором традиций и культуры коренных жителей Парагвая – возглавил Национальный патронат по делам индейцев. Он был также членом Академии языка и культуры народности гуарани и администратором школы-интерната для детей-индейцев, которая носила имя жившего в XVI веке испанского священника и защитника аборигенов Бартоломе де лас Касаса.

Виктор Черецкий: В Парагвае проявились и театральные способности Беляева. Именно ему принадлежала идея поставить спектакль под названием ''Индейская фантазия'' с участием аборигенов в качестве актеров. Он написал для него сценарий. Режиссером постановки выступил парагвайский деятель культуры Роберто Холден. Сначала спектакль демонстрировался в Асунсьоне, столице Парагвая, а затем – с большим успехом – в Аргентине. Вырученные средства пошли на приобретение земли для индейцев. Так, для племени мака Беляев добился выделения участка недалеко от столицы. Дело в том, что природа в их прежнем месте обитания в Чако, как отмечают парагвайские источники, сильно пострадала от военных действий. Ну а затем эти места стали усиленно осваиваться местными латифундистами и переселенцами из Европы. А ведь мака и другие племена всецело зависели именно от девственной природы, поскольку занимались лишь охотой и собирательством. В создавшихся условиях им грозило вымирание от голода и болезней, привнесенных в эти места цивилизацией.

Женщины одного из племен в традиционном праздничном наряде.
Женщины одного из племен в традиционном праздничном наряде.

Беляев стал приобщать их к выращиванию домашних животных и обработке земли. Он много времени проводил в индейских поселениях: учил грамоте, давал советы, помогал в решении споров. Будучи человеком глубоко верующим, он выступал и в качестве миссионера – приобщал индейцев к христианской вере. И вместе с тем он требовал бережного отношения к традициям аборигенов, сохранения их самобытности.

Дело россиянина продолжают сегодня в Парагвае разные благотворительные светские и религиозные организации. Среди них выделяются монахини-кармелитки, прибывшие в Парагвай из разных стран. Их миссия работает в стране уже четверть века – реализует различные проекты, к примеру содержит школы. Средства поступают из Испании – от католической организации ''Манос унидас''. О деятельности Беляева монахини знают и даже шутят, что россиянину было легче: к примеру, добираться до индейцев, поскольку он пользовался лошадьми, а им приходится ездить на машине даже в период дождей, когда дороги становятся непригодными для автотранспорта. Говорит 65-летняя испанка сестра Росалия Гарсия, руководитель миссии.

Дети парагвайских индейцев.
Дети парагвайских индейцев.

Росалия Гарсия: Я думаю, что в Парагвае есть огромное богатство. Это этническое разнообразие его коренного населения, его индейцев. Парагвайскому обществу есть чему у них поучиться. Некоторые говорят, что индейцев надо поскорее приобщить к современной цивилизации, чтобы они жили как все. Полагаю, что в таком случае мы только проиграем. Ведь индейцы обогащают общество: своей культурой, своими традициями, своей мудростью, своими жизненными ценностями, которые так называемое цивилизованное человечество утрачивает. Природа, земля для них – это святое достояние, к которым надо относиться бережно. К примеру, как они считают, леса нельзя вырубать, потому что деревья, как и люди, испытывают боль, природа страдает. Я чувствую себя счастливой среди индейцев. Это очень благодарный народ. На нашу помощь отвечают искренней любовью. Мне ничего иного не надо, я довольствуюсь тем, что живу здесь – рядом с ними.

Виктор Черецкий: Как утверждают люди, знавшие Беляева, он разделял подобное мнение об индейцах. Вместе с группой единомышленников, неравнодушных к судьбе коренного населения страны, россиянин буквально до конца жизни боролся за права своих подопечных: против экспроприации их земель, хищнического отношения к среде их обитания, требовал от властей помощи для них.

Луис Верон: Исходя из своего желания сделать более достойной жизнь коренных жителей страны, Беляев, кроме всего прочего, создал экспериментальный учебный центр, чтобы обучать индейскую молодежь основам земледелия, животноводства, различным ремеслам. Потом этот центр сделался полноценным сельскохозяйственным училищем. Россиянин занимался всей этой деятельность с присущей ему скромностью, без самовосхваления – не ради каких-то наград и почестей. Он принадлежал к благородному сословию по рождению и по благородству своих деяний. Он искренне любил индейцев – эту самую обездоленную часть нашего населения. Проникся их нелегкой и порой трагической судьбой и помогал по мере своих возможностей, употребив для этого и свои знания, и опыт, и авторитет. В тех, кого многие считали лишь презренными дикарями, он видел людей достойных и талантливых .

Беляев – Сильная Рука – был великим шаманом

Виктор Черецкий: Особые отношения сложились у Беляева с касиком-вождем племени мака по имени Чемей, который в свое время служил проводником его экспедиции. Сын вождя Андрес воспитывался в доме генерала до 14 лет. Со временем Андрес Чемей тоже стал касиком. Он утверждает, что сейчас его племя насчитывает примерно две тысячи человек, которые проживают в 4 из 17 департаментов Парагвая. ''Мой отец и все старики, – продолжает Андрес, – говорили, что Беляев – Сильная Рука был великим шаманом. Он посредничал и продолжает посредничать между нами и Господом, поэтому, когда у нас случается беда, мы молим именно его, великого шамана, о заступничестве перед Всевышним''. Когда Беляев скончался, индейцы поспешили, после официальной церемонии прощания, завладеть его останками, чтобы похоронить не на городском кладбище, а по своим традициям и у себя в поселении. При этом они утверждали, что таковой была воля самого Беляева.

Луис Верон: С начала 50-х годов у Беляева начались проблемы со здоровьем. Он скончался 19 января 1957 года. В соответствии с его пожеланием, тело было погребено в поселении мака по местным обрядам. Индейские племена были в трауре – печальная весть дошла до самых отдаленных уголков страны. Гремели барабаны, исполнялись погребальные песнопения и танцы: умер великий Алебук! Официальное прощание с ним состоялось в Доме отставных офицеров в Асунсьоне. Отпевание – в православном храме. Но на следующий день его тело было отправлено в индейское поселение, расположенное недалеко от Асунсьона на острове реки Парагвай. Траурный кортеж состоял из 40 индейцев. Под конец пути гроб, покрытый традиционным индейским пончо, аборигены несли на плечах. После траурной церемонии Беляев был похоронен. Но однажды, во время наводнения, природа забрала его себе. Воды разлившейся реки унесли его останки.

Виктор Черецкий: Впрочем, сами индейцы опровергают этот факт. Они утверждают, что останки русского генерала пребывают там, где он был захоронен, хотя индейского поселка в тех местах уже нет. От постоянных наводнений их якобы оберегают члены семейного клана, что-то вроде жрецов, специально назначенных племенем мака для этой цели.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG