Ссылки для упрощенного доступа

Литиевый Вучич. Как президент Сербии пытается дружить со всеми


Александр Вучич и литий (коллаж)
Александр Вучич и литий (коллаж)

Кремль, похоже, разочарован своим сербским союзником, одним из последних в Европе, но отказываться от него не станет.

Российская разведка предупредила нас о готовящемся госперевороте – с таким сообщением обратился к народу президент Сербии Александр Вучич. Он сделал это накануне состоявшихся в минувшую субботу в Белграде крупнейших экологических протестов: по официальным данным, в них приняли участие 27 тысяч человек, хотя организаторы называют цифру в полтора раза большую. И эта история явно будет иметь продолжение.

Сербы против лития

Свыше половины сербов, как показывают опросы, выступают против подписанного в середине июля соглашения с Евросоюзом о поставках лития. В ценнейшем сырье нуждаются производители аккумуляторов для электромобилей, на которые к 2035 году, по планам Брюсселя, должны перейти страны ЕС. В связи с этим был реанимирован положенный под сукно, опять-таки из-за массовых протестов, проект литиевой шахты в плодородной Ядарской долине, где живут около 20 тысяч человек. По оценкам, там содержится 17% всех запасов лития в Европе – такого его количества хватило бы на производство 1,1 млн электромобилей в год. Для строительства новых шахт британо-австралийская горнодобывающая компания Rio Tinto выкупает земли в долине вместе с домами. Жителям предлагается покинуть эти края. Традиционно привязанным к родной земле сербам это кажется худшей из катастроф.

"Литиевые" протесты в Шабаце (Сербия)
"Литиевые" протесты в Шабаце (Сербия)

Если послушать президента Вучича, то нынешние протесты, в продолжении которых здесь никто не сомневается, являются политическими, организованными из-за рубежа и направленными лично против него и его правительства. Однако с угрозой переворота источники Вучича явно переборщили: волны выступлений, судя по всему, вдохновляют не прозападные, а националистические организации. Как заявил лидер партии "Двери" Иван Костич, сообщения, которые МИД России получает из посольства в Белграде, неверны, поскольку против добычи лития выступает большинство жителей Сербии, а в протестах участвуют и многие политики, открыто выступающие на стороне России. По словам лидера "Движения за национальную свободу" Мирослава Паровича, пугающая кампания в СМИ по демонизации протестов граждан против добычи лития направлена на провоцирование гражданских волнений. Такое развитие ситуации, полагают оппоненты Вучича, нужно ему для того, чтобы ввести в стране чрезвычайное положение и тем самым легализовать ситуацию, при которой он уже узурпировал всю власть и взял под контроль все институты, кроме последнего, которым являются граждане, основные носители суверенитета.

Отвергаемый Сербией литиевый проект Вучичу нужен как воздух – он не только прилично заработает (ожидается 6 млрд евро в виде прямых иностранных инвестиций), обеспечив Запад критически важным сырьём, но и вновь станет нужен Евросоюзу. Сейчас его осторожно прокремлёвская позиция раздражает в Брюсселе очень многих. Добыча лития может оказаться для Сербии входным билетом в Европейский союз, пишет Deutsche Welle. Белград принял стратегическое решение осваивать крупнейшее в Европе месторождение лития вместе с Германией и Евросоюзом, а не с Китаем и связывает с этим проектом большие надежды как на развитие сербской экономики, так и на ускорение процесса вступления в ЕС.

А что Россия? Как отмечает турецкое агентство Anadolu, ЕС хочет расчистить себе доступ к ресурсам Сербии, чтобы уменьшить ее зависимость от Китая, который в настоящее время является одним из самых влиятельных инвесторов в стране, в то время как Россия не желает допустить роста влияния Брюсселя и предупреждает о "попытке переворота". При этом Москва изображает поддержку нынешней власти в Белграде: как заявила представитель МИД РФ Мария Захарова, "вполне естественную заботу граждан об окружающей среде, в частности, их взыскательное отношение к проектам добычи полезных ископаемых в интересах развития национальной экономики и повышения благосостояния сербского народа, некие псевдодемократические круги стремятся цинично, не считаясь с издержками и рисками, преобразовать в протестное движение". О том, что предупреждение о перевороте лидер государства получает из-за рубежа, что по меньшей мере странно, не говорит никто.

Дэниэл Сервер, бывший дипломат, ныне политолог и конфликтолог, работающий в американском Университете Джонса Хопкинса, в интервью Балканской редакции Радио Свободная Европа/Радио Свобода называет попытки связать "литиевые" протесты с западным влиянием "ерундой". "Запад поддерживает добычу лития, которую протестующие хотят остановить", – отмечает он. Напротив, российское вмешательство в ситуацию, по его мнению, связано с намерением Москвы "подорвать Запад и помочь Вучичу". "В самой открытости Белграда российской лжи нет ничего нового", – добавляет Дэниэл Сервер.

Вучич-визионер

Бравируя тем, что он остаётся единственным главой государства в Европе, кто не ввёл санкции против России (последнее объяснение – потому что они якобы безрезультатны), и оставаясь активным адвокатом российского лидера ("Что касается меня, я всегда был очень осторожен и благоразумен при оценке воли и потенциальных шагов Путина"), Вучич оказывает Кремлю стратегическую услугу: от лица "благоразумных" сил мира предупреждает человечество об опасности всеобщей катастрофы из-за войны в Украине. На данный момент он рассуждает так: "Боюсь, что осталось мало времени для того, чтобы остановить войну в Украине. Надеюсь, что это еще возможно, но боюсь, что нет". В июньском интервью швейцарской газете Die Weltwoche сербский президент заявил: "Думаю, что мы очень близки к глобальному конфликту. До него осталось не более трех-четырех месяцев, если не меньше".

Думаю, что мы очень близки к глобальному конфликту

Признавая, что война "ослабила" Россию, Вучич задаёт вопрос: "Но достаточно ли этого, чтобы уничтожить Россию и свергнуть Путина?" И отвечает: "Я так не думаю и могу сказать, что Россию и Путина скорее недооценивают". По словам Вучича, он не готов потерять в грядущей мировой войне "ни одного человека". "Честно говоря, сегодня я проверял все данные касательно наших запасов нефти, муки, сахара, соли и прочего, потому что я не знаю, что принесет завтрашний день".

В Кремле с удовольствием принимают такие пассы. Отвечая журналистам на вопрос, как Россия расценивает слова Александра Вучича о подготовке Запада к вооруженному конфликту с РФ и считают ли в Москве столкновение армий России и НАТО неизбежным, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сказал: "Североатлантический альянс продолжает продвижение своей военной инфраструктуры в сторону наших границ, продолжает окружение нас своей военной инфраструктурой, что представляет для нас опасность. Блок конфронтационно настроенный, он, собственно, заточен под задачи конфронтации, он выполняет свои функции".

Что ожидает Вучича и что – остальной мир

Самые мрачные прогнозы относительно будущего самого Александра Вучича привёз в Москву в минувший понедельник вице-премьер Александр Вулин. В своё время он возглавлял министерства обороны и внутренних дел, а также Агентство безопасности и информации Сербии (БИА) – главное силовое ведомство. "МИД РФ ясно указал, – заявил Вулин агентству "РИА Новости", – что эти протесты – платформа для начала "цветной революции", которая должна будет свергнуть власть. Как мы знаем, свержение означает не только смену власти, но и физическую ликвидацию носителя власти. Президент Милошевич после свержения 5 октября 2000 года умер в Гааге, не вышел на пенсию. Это же готовят и Александру Вучичу. Когда произошло покушение на премьер-министра Словакии Фицо, а затем на Дональда Трампа, я сказал, чтобы подготовился президент Вучич. Потому что со всеми, кто выступает за мирное решение по Украине, что-то происходит, кто-то в них стреляет".

Александр Вулин (слева) на переговорах с главой МИД РФ Сергеем Лавровым в Москве
Александр Вулин (слева) на переговорах с главой МИД РФ Сергеем Лавровым в Москве

Каким образом оценивает подобные перспективы сам Вучич, остаётся неизвестным, однако явно от его имени Вулин продолжал говорить следующее: "Сейчас Европа скатывается к конфликту с Россией, который ничем не вызван, Россия никоим образом не угрожает Европе". По словам политика, множество сербских НПО получили задачу активно продвигать в СМИ тему вооружения Украины со стороны Сербии, чтобы как можно сильнее надавить на российское общественное мнение и, соответственно, испортить отношения Москвы и Белграда. Эти попытки нацелены на то, чтобы "Россия осталась без единственной на запад от границ бывшего СССР искренне дружественной страны, которая бесконечно уважает Россию, а Сербия – без большого исторического союзника на международной арене".

Оружие и боеприпасы не могут быть проданы третьей стране без согласия Сербии

При этом вице-премьер опроверг сообщения о поставках сербского оружия Украине, подчеркнув, что покупатели не запрашивали разрешения на его поставки третьим странам. "Мы единственная страна, которая ввела обязательство по дополнительным гарантиям со стороны покупателей, что оружие и боеприпасы не могут быть проданы третьей стране без согласия Сербии. <…> Мы добавили это требование и настояли на нем во всех контрактах. Насколько знаю, не было запросов, чтобы наша продукция продавалась третьим странам".

Больше не братья?

Для тех, кто следил за развитием ситуации, подобные объяснения, явно рассчитанные только на российскую публику, прозвучали диковато. Когда в конце июня Financial Times сообщила, что произведенные в Сербии боеприпасы на сумму около 800 млн евро (за всё время войны) попали через третьи руки в Украину, Вучич признал: "Да, мы экспортируем наши боеприпасы. Это часть нашего экономического восстановления, и это важно для нас". У сербов было "много контрактов с американцами, испанцами, чехами и другими". По словам Вучича, если эти страны в конечном итоге что-то делают с боеприпасами из Сербии, то это их дело.

Белград проглотил тогда такую тираду пропагандиста Сергея Мардана, обвинившего в эфире программы "Соловьёв Live" "чёртову Сербию" в убийстве российских солдат, поскольку она продала артиллерийские снаряды Европе, а не России: "Сербия повела себя как дешёвая конченая шлюха… Им нужны были эти 800 миллионов евро? Серьезно? Мы в итоге снаряды у корейцев покупали. Могли сербы нам эти снаряды продать? Могли. Просто не захотели. Сербы теперь не братья, а враги".

Международные воинские учения с участием стран НАТО в Буяноваце (Сербия), 2023 год
Международные воинские учения с участием стран НАТО в Буяноваце (Сербия), 2023 год

FT подверстала к интервью с Вучичем выдержки из беседы с неназванным западным дипломатом, который отметил, что "Европа и США годами работали над тем, чтобы отдалить Вучича от Путина". Ключевым игроком в этом был посол США Кристофер Хилл, который прибыл в Белград через месяц после начала российского вторжения в Украину. "Его единственной целью было отдалить Белград от Москвы, – добавил собеседник газеты. – Ему это удалось. Вучич не встречался и даже не звонил Путину в течение многих лет".

Вучич не встречался и даже не звонил Путину в течение многих лет

Разрешилась эта неуклюжая ситуация "предположением" Александра Вучича о том, что Владимир Путин не инициировал телефонный разговор с ним в течение последних двух с половиной лет, чтобы избежать создания дополнительного внешнеполитического давления на Сербию. Об этом глава Сербии заявил в интервью телеканалу TV Pink. "Если бы я завтра захотел разговаривать, президент Путин бы разговаривал. И также если он пожелает. Но он учитывает позицию Сербии, и с этой точки зрения президент Путин не хочет запрашивать такой разговор. Хотя смешно звучит, что президент мощной России запрашивает разговор с кем-то вроде меня".

Россия подчиняется

Независимо от формальных обязанностей вице-премьера Вулина, как говорит в интервью Балканской редакции РСЕ/РС политолог Вук Вуксанович из белградского Центра политики безопасности, этому политику "суждено быть контактным лицом [Вучича] для Москвы. Для самого же Вулина это способ сохранить свое положение и вес в рамках правящей коалиции". Вуксанович обращает внимание на то, что у Вулина давние тесные связи с руководством российских спецслужб, чье сотрудничество с сербскими коллегами значительно активизировалось после начала полномасштабной войны в Украине. Москва с тех пор хочет определенных "услуг" от Белграда, например, гонений на обосновавшихся в Сербии российских антивоенных активистов. Проблемы у них начались в 2023 году, когда сербские спецслужбы возглавил Александр Вулин.

Как пишет российский аналитик Максим Саморуков, миссия Вулина остается прежней: установить личные связи с ведущими российскими силовиками, осыпать их грубой лестью и убедить в том, что Вучич – лучший союзник Москвы на Балканах. Нарратив сводится к тому, что, да, временами Белграду приходится предпринимать антироссийские шаги, но Запад навязывает их Сербии, чтобы потом предать их огласке и испортить вечную российско-сербскую дружбу. Москва не должна попасть в эту ловушку.

И Россия подчиняется. Не только из-за лести Белграда, но и потому, что понимает: Вулин прав. Вучич – действительно лучший вариант для сохранения видимости российского влияния на Балканах. Он так много вложил в культивирование пророссийских настроений, что теперь не может легко избавиться от этой PR-зависимости, поскольку это может подорвать его внутреннюю базу поддержки. Без националистического режима Вучича, его пропагандистской машины и ее придатков в соседних странах вся теневая конструкция "России на Балканах" может рассыпаться.

В результате Кремль предпочитает держаться того дьявола, которого знает. Незадачливому пропагандисту Сергею Мардану пришлось принести публичные извинения за то, что он обрушился на Вучича по поводу поставок сербского оружия. Миф о вечной дружбе России и Сербии остается высшей ценностью, и ни западные, ни российские "провокации" не должны его омрачать.

XS
SM
MD
LG