Министерство юстиции России добавило в реестр так называемых иностранных агентов ссылки на аккаунты в соцсетях, которые должны принадлежать фигурантам списка. По факту во многих случаях в перечень попали страницы посторонних людей и даже фейковые аккаунты.
"Страницы, на которые Минюст указывает как на мои, в Фейсбуке, Инстаграме и Одноклассниках созданы не мной, мне не подконтрольны, мной не ведутся, паролей от них у меня нет. Более того, этими соцсетями я в принципе не пользуюсь! Меня там нет ни в каком виде", – написала 2 июня в своём телеграм-канале независимый депутат гордумы Новосибирска Светлана Каверзина.
Политик сообщила о намерении направить в Минюст соответствующее письмо, но усомнилась, что чиновники ведомства отреагируют на жалобу и поправят списки.
Ранее на ошибки в реестре обратила внимание признанная иноагентом оппозиционный политик и экс-кандидат в депутаты Госдумы Эльвира Вихарева.
"Мне приписали фейсбук и инстаграм какой-то другой Вихаревой. Судя по всему заботливой, многодетной матери, которая жила и не знала ничего про политику. Говорю с другими иноагентами – им нарисовали какие-то левые аккаунты и ещё бог весть что", – написала Вихарева. Она предположила, что "штрафы сейчас полетят потоком".
По данным "Медиазоны", с журналистом Сергеем Пархоменко Минюст связал клон его телеграм-канала на 500 подписчиков, с журналистом Sota Андреем Афанасьевым – недействующий сайт, с документалистом Андреем Лошаком – телеграм-канал, в ссылке которого присутствует нецензурная лексика.
Распоряжение о том, что Минюст должен вносить в реестр иностранных агентов ссылки на сайты и аккаунты в соцсетях, связанные с людьми, организациями или СМИ, признанными властями иноагентами, 18 мая подписал премьер-министр Михаил Мишустин.
- Законодательство об иноагентах в России появилось в 2012 году. Закон позволил Минюсту признавать некоммерческие организации иностранными агентами, если они получают финансирование из-за рубежа и занимаются политической деятельностью. Критерии, по которым определяется такая деятельность, в законе чётко не определены, что позволяет властям преследовать организации, работающие в области просвещения, культуры, здравоохранения, экологии, защиты прав человека.
- Впоследствии появилась возможность признавать агентами СМИ и физических лиц, в том числе тех, кто не получает зарубежного финансирования, но находится под иностранным влиянием. Что именно следует считать иностранным влиянием, российское законодательство не уточняет.
- В начале мая Госдума одобрила поправки, запрещающие гражданам, которых Минюст признал иностранными агентами, участвовать в выборах всех уровней.
Больше новостей Радио Свобода: