Анархист из Рязани Руслан Сидики в одиночку пытался помешать российской военной машине: подорвал железнодорожные пути под товарным поездом и атаковал военный аэродром квадрокоптером со взрывчаткой. Теперь ему грозит пожизненное заключение: как стало известно Радио Свобода, его нашли с помощью камеры видеонаблюдения, установленной в районе взорванной им железной дороги.
Строго одиночка
"Мы прибыли в место осуществления подрыва. Я прибыл вот с того направления, передвигался вот по этой дороге, выложил все вещи для осуществления подрыва. После того, как установил два СВУ и видеокамеру, начал удаляться от места установки", – российский государственный сайт "Вести.ру" публикует видеозапись следственного эксперимента.
На видео Руслан Сидики очень интеллигентным голосом описывает, как в ноябре 2023 года заложил две бомбы.
Он скажет на следствии, что продолжает считать Россию своей родиной
Руслану 36 лет. Необычная для Рязани фамилия и восточная внешность достались ему от отца, афганца, который учился в местном воздушно-десантном военном училище. Отец исчез на войне на своей родине, мать Руслана Сидики увезла своего сына сначала в Италию, затем перебралась в Англию. Руслан же вернулся в Рязань. Впоследствии он скажет на следствии, что продолжает считать Россию своей родиной и не покинул родную землю, даже когда ему советовал это сделать сотрудник украинского Главного управления разведки (ГУР), с которым Руслан взаимодействовал.
Радио Свобода поговорило с двумя друзьями Руслана, и они дали очень похожее его описание. Один рассказчик находится в Украине, второй внутри России, но оба попросили об анонимности.
– Руслан "сталкер", часто ходил в Чернобыль, причем по жестким маршрутам, в том числе один. Он не панк, а грамотный, смышленый анархист, но строго одиночка. Любил темы коммун, эскапизма и автаркии: когда в глуши кто-то делает самодостаточные безвластные поселения, подальше от государства, – рассказывает Игорь.
Записи на странице Руслана во "ВКонтакте" обрываются в конце ноября 2023 года, за несколько дней до задержания. Политических постов там практически нет – кто же пишет в ВК о политике? Зато много репостов на научно-популярные темы, фотографий из Чернобыля и многочисленных велопоходов по России.
Он испытывает теплые чувства к Украине
– Он постоянно ездил в Украину в Чернобыльскую зону, которая его завораживала. В Украине у него появилось много знакомых "сталкеров", с которыми он общался многие годы. Он испытывает теплые чувства к Украине. Отчасти поэтому, я думаю, он очень остро воспринял военную агрессию, в ходе которой погибли некоторые его знакомые и друзья. Руслан очень переживал с самого начала войны, думал, чем он может помочь украинцам, – говорит Сергей.
Руслан Сидики работал электриком, но ни на одной работе долго не задерживался. Заработав немного денег, он на несколько месяцев уезжал в коммуну "Новый путь", сельский проект людей с левыми взглядами в Ленинградской области в 300 километрах от Петербурга. В 2016 году репортаж о "Новом пути" делал ныне журналист "Астры" Андрей Каганских. Тогда Каганских пообщался в том числе и с Русланом.
Руслана в будущем хотели сделать главой поселения
– Могу сказать, что в "Новом пути" Руслан был одновременно самым адекватным человеком и самым большим анархистом, как мне тогда показалось. Руслан в этой коммуне был единственным, кто строил себе жилье – несколько лет подряд, из бревен. Руслан очень увлеченно рассказывал про поездки в Чернобыль и свои велотуры сквозь всю Россию. Руслана в будущем хотели сделать главой поселения. Но коммуна тогда уже была полумертвая, не думаю, что его бы особо заинтересовало руководить поселением без жителей, пусть и с правом бесплатно построить себе домик на ничейной земле в Ленинградской области. Руслан мне показался одновременно человеком увлеченным, понимающим, что, по его мнению, правильно, а что нет, и достаточно энергичным – наверное, такие люди и становятся партизанами, – предполагает Каганских.
Из материалов дела
Радио Свобода получило возможность ознакомиться с некоторыми материалами уголовного дела Руслана Сидики. Он дал достаточно подробные показания о том, что связался со знакомым с Украины, который вывел его на представителя ГУР.
Украинским разведчикам Руслан оказался интересен как человек, желающий противостоять путинскому вторжению, с серьезным опытом ориентирования в лесу (как походник) и разбирающийся в электронике (как электрик). А ещё в детстве, судя по показаниям Руслана, с другими рязанскими подростками он любил собирать небольшие бомбочки-петарды.
Если верить его показаниям, он оставался на связи с ГУР
В конце 2022 года Руслан, судя по его показаниям, приехал на встречу с украинскими разведчиками в Стамбул, там прошел полиграф, и оттуда полетел в Ригу. В Риге украинские военные якобы провели ему обучающий курс по сборке и управлению квадрокоптерами и кустарной сборке взрывных устройств. Потом Руслан вернулся в Рязань. Если верить его показаниям, он оставался на связи с ГУР, несколько раз получал от них по несколько сотен долларов: переводили их через криптовалюту.
Руслан подробно описывает, какие компоненты для коптеров и для взрывчатки покупал и в каких магазинах. Нельзя сказать, что он сильно прятался: практически всё он покупал в магазинах в Рязани либо на свое имя заказывал на "Озоне". Обе свои атаки он тоже осуществил на расстоянии нескольких километров от своей рязанской квартиры.
В ночь на 20 июля 2023 года Руслан Сидики снарядил взрывчаткой четыре квадрокоптера, отвез их на пустырь, запрограммировал на взлет через несколько часов и уехал домой: раннее утро 20 июля он провел на балконе, чтобы услышать звук взрыва на военном аэродроме Дягилево.
Взрыв произошел, но не очень мощный: из четырех квадрокоптеров взлетел всего один. Беспилотник не нанес ущерба никому из военных и не повредил самолеты.
Спустя три дня были обнаружены невзлетевшие дроны: на один из них наехал КамАЗ, произошел небольшой взрыв, повредивший грузовику колеса. Это подтверждает показания Руслана, что атака была символической и в принципе не могла нанести существенного ущерба боевым самолетам.
Руслан наблюдал, что по этой железной дороге перевозят различные военные грузы
После этого Руслан начал готовить новую атаку, также в Рязанской области. В ночь на 11 ноября 2023 года Руслан разместил две бомбы на местной железной дороге, а рядом установил видеокамеру, снабженную механизмом самоуничтожения. Судя по показаниям Руслана, он наблюдал через видеокамеру, когда дистанционно произвести взрыв, дабы взорвался именно товарный поезд, а не пассажирский. По его показаниям, Руслан наблюдал, что по этой железной дороге перевозят различные военные грузы.
Заложив взрывчатку, Руслан сел на некотором расстоянии от места планируемого взрыва в лесу и стал ждать поезд. Руслан рассказал, что неожиданно заснул на несколько часов, проснулся, увидел через видеокамеру товарный поезд и осуществил взрыв. Поезд, как потом выяснилось, вез сельскохозяйственные удобрения. С рельс сошло 19 вагонов, ранения получили машинист и его помощник. Руслан дал показания, что сожалеет о том, что они пострадали.
По словам Руслана, украинские кураторы удивились, что он собрал столь мощные бомбы для подрыва железной дороги. Пообещали премию в 15 тысяч долларов, но так и не перевели: возможно потому, что спустя три недели Руслана задержали. По сведениям Радио Свобода, его вычислили через одну из видеокамер у железной дороги.
Руслан дал показания, что украинский разведчик рекомендовал ему покинуть Россию, но он это делать не стал.
Собрать группу
Следствие по делу продолжается. Руслану предъявили букет уголовных статей, связанных с терроризмом и взрывчаткой, которые уже тянут на пожизненное лишение свободы.
По версии следствия, Руслан Сидики готовил ещё одну атаку, он это отрицает. Также следствие считает, что Руслан действовал в составе организованной группы: судя по формулировкам дела, следствие не теряет надежды найти неких сообщников Руслана в России, а также считает участниками боевой группы украинских разведчиков.
Руслан же дает показания о том, что да, с ГУР взаимодействовал, но не считает себя частью вооруженных сил Украины. Действовал исключительно вне государственных армейских структур, в одиночку, и старался исключить какую-либо угрозу от своих действий мирным рязанцам.
Следствие продолжается, конца и края ему ещё не видно
– Задержали его в Рязани, пока довезли до Москвы… Первые показания даны Русланом не совсем добровольно. Не секрет, что при задержании по террористическим статьям люди сталкиваются с пытками, давлением. В московском СИЗО и с адвокатом по соглашению пытки и физическую силу к Руслану не применяли. Но попытки давления продолжаются: в середине мая [2024 года] к нему в СИЗО приходили сотрудники в штатском: не представлялись, угрожали предъявить обвинение в госизмене, требовали отказаться от адвоката. Руслан категорически не согласен, что совершал террористические акты. Один из основных квалифицирующих признаков терактов – устрашение населения. У Руслана такой цели не было, и его действия на это не направлены. Следствие продолжается, конца и края ему ещё не видно. Будет борьба за квалификацию действий Руслана, – рассказывает Иван Асташин, представитель правозащитной группы "Зона солидарности".