Ссылки для упрощенного доступа

"Нет величия". Блогеры спорят об открытии Олимпиады в Париже


Открытие Олимпиады 2024 в Париже
Открытие Олимпиады 2024 в Париже

В пятницу в Париже прошло торжественное открытие XXXIII летних Олимпийских игр. Оно было непохожим на все предыдущие. Спортсмены не шли колоннами по стадиону, как раньше, а плыли по Сене на кораблях под проливным дождём, а ареной для представления стал весь город.

Наталья Геворкян

Только наш прекрасный сумасшедший город мог решиться на такое открытие. Все мокрые и счастливые. Город тематически и практически включен в церемонию. По-моему, это отлично. Лучший город на земле. Bravo Paris! Я не объективна, знаю))

Владислав Иноземцев

Ничего более несуразного чем открытие Олимпиады я не видел много лет. Природа ответила соответствующей погодой, но буря, способная разметать этот балаган, была бы куда уместнее.

Евгения Альбац

Celine Dion – amazing. Спортсмены , по-моему, малость подустали от этой дождевой церемонии, местами весьма затянутой. Но вставные номера были хороши. И, конечно, французам не отказать в креативности и изобретательности. Чего стоит только воздушный шар с олимпийским огнем! Он будет летать по всему Парижу все 16 дней? Или он привязан?

Михаил Крутихин

Посмотрел в записи церемонию открытия Олимпийских игр в Париже. Замечательно. Ощущение весёлой радости и свободы. Весь город – праздник. Молодцы организаторы.
Мешало знаете что? Парад участников в плавсредствах на Сене. Без занудного перечисления национальных команд было бы намного веселее и красочней. И выкинуть бы из репортажа идиотские выступления мужиков в галстуках...

Михаил Козырев

Похоже, вчера было эпохальное безбашенное открытие Олимпиады-2024. До сих пор самым ярким в моей памяти остаётся открытие лондонских игр. Как по-вашему, кто сделал круче – англичане или французы?
Фрагмент выступления на открытии группы Gojira в парижском замке Консьержери; звучит песня времён французской революции "Ah! ca ira” в тяжёлом варианте с отрубленной головой Марии Антуанетты, орущей "Так, стоять! Стоять! Стоять!" )))

Антон Орех

Парижское открытие было самым нетривиальным из всех. Команды не идут, а плывут, место действия не земля – а река. И, конечно, живьем это всё наверняка не так интересно смотреть, как на экране – для миллиардной аудитории всё и делается, само собой.

А из того, что не понравилось (помимо ужасной погоды): четыре часа – это очень долго. Мало кто способен просидеть даже в пятницу вечером столько у условного телевизора.

Сергей Медведев

По-моему, отличная церемония открытия, и даже дождь ее не сильно подпортил (ведь спорт – он про преодоление стихии). Я обычно такие вещи не смотрю, но тут стало любопытно, поглядел полчаса на перемотке (спасибо Медузе за онлайн) и не пожалел. Какая отличная идея уйти с надоевшего стадиона и использовать город как сцену, тем более такой город. Как в моих любимых видах спорта – марафоне, триатлоне, велогонках: драматургия открытого пространства, взаимодействие тела и пейзажа, человека и города (вспоминается Бодлер с идеей фланера). И не просто города, но реки, которая сама по себе текучая, как время, сама себе история, нарратив – здесь шоу возвращается к водным процессиям имперского Китая, Венеции, к барочной музыке на воде, и не случайно то и дело возникают барочные арии, пышные костюмы, контратеноры. Саундтрек вообще феерический, от "Марсельезы" в импрессионистском миноре в исполнении меццо-сопрано на крыше дворца до Imagine на горящем рояле – через хип-хоп и Леди Гагу. Не говоря о прочей мулькультурности, включая гей-прайд и дефиле моделей на бионических протезах. И это лишь малая часть того, что я углядел за полчаса. Мне кажется, им удалось создать драматургию, максимально адаптированную к современному миру, разорванному культурными и горячими войнами, где люди забыли об общем благе и потеряли веру в будущее, вернуть олимпизму (изрядно потрепанному и дискредитированному) его наивный универсалистский миф, идущий еще от эпохи Жюля Верна, Кубертена, воздушных шаров и Эйфелевой башни. Vive les Jeux! Vive la France!

Мультикультурность и гей-прайд и стали яблоком раздора.

Поскольку Россию не допустили на Олимпиаду, в Кремле решили, что российское телевидение не будет её транслировать. Но многие россияне, и не только те, кто оказался в эмиграции, всё равно сумели её посмотреть.

Елена Панфилова

Самое смешное, конечно, это то, что Россия официально отказалась от показа (и логично предположить, что просмотра) нынешних Олимпийских игр. Но каким-то волшебным образом, судя по бурным обсуждениям, начавшимся прямо по ходу церемонии, все просто толпами ломанулись смотреть. И зет-публика в первых рядах. Скриншотов наделали (с чего?). Костюмы разглядели (где?). Аллюзии углядели (как?).
Но, если серьёзно, спасибо огромное сайту МОК и сайту ещё одних славных ребят, на котором шла трансляция. Если кому лень смотреть в повторе всё целиком, и если кто хочет сохранить себе на память лучшие моменты, то они уже бережно собраны и смонтированы.

Комментаторы раскололись на два лагеря, и на этот раз раскол не совпадает с политическими взглядами. Z-патриотам церемония предсказуемо не понравилась, но она не понравилась и многим их политическим оппонентам. Споры в России совпадают со спорами на Западе: многие увидели в постановке сознательное оскорбление христианства.

Поводом для этого стал занявший примерно 5 минут из всей четырёхчасовой церемонии эпизод с полуобнажённым выкрашенным в голубой цвет певцом, возлежащем на длинном столе, за которым стояли персонажи травести-шоу.

Многие, и совсем не только в России, восприняли это как издевательство над "Тайной вечерей".

Из-за громких протестов в самой Франции и в остальном мире организаторы уже на следующий день извинились, заявив, что не хотели оскорбить ничьи чувства, и убрали запись этого эпизода из канала Олимпийского комитета в ютьюбе. Но его продолжают перепощивать в других соцсетях.

В России французское шоу больше всего возмутило "патриотов".

Владислав Юсупов

Штошш…
Посмотрев открытие Париж-2024, я осознал – ислам для Запада не угроза, а спасение.

Андрей Медведев

Про Олимпиаду скажу коротко, один раз.
Господь уберег Россию от участия в ней.

"Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!

Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование!

Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло

Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы.

Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою".

Сталина Гуревич

После вчерашнего открытия Олимпиады, думаю, в мире не осталось людей, верящих Рику Риордану, что греческие боги живут и сейчас. Поэтому что если бы Зевс существовал, он к хренам бы спалил то, во что французы превратили открытие посвященных ему игр.

Это вакханалия, причём в самом прямом смысле этого слова. А судя по голубому бородатому мужику в тарелке, она и была задумана. Хотя, казалась бы, какая связь между вакханалиями и Олимпиадой? Спорт и алкоголь сочетаются так себе.
В общем, получилось пошло и убого. Как гей-парад, только за очень большие деньги.

Наташа Иванова

Самое мерзкое, отвратительное, блевотное открытие Олимпиады во Франции в истории человечества!

Это уже не игры,это не спорт,это вырожденное осиное гнездо,наполненное неестественным человеку и его природе!

Дарья Митина

Ну что, все проблевались?.... А теперь слушайте, я вам сейчас всю правду расскажу, можете сразу отписываться.

Открытие парижской Олимпиады – действительно отвратительное, блевотное зрелище. Но отнюдь не потому, почему вы подумали. [...]

Сразу скажу, на стёб над "традиционными ценностями" мне вообще насрать. Попы и их сказки, в общем, для того и существуют, чтобы их высмеивать. Только вот маленький неудобный вопрос – почему выстебали только подставляющих вторую щёку христиан? Какая-то дерзость на полшишечки. Почему в сценарный комитет праздника не позвали юмористов из Шарли Эбдо? Они бы вам такого пророка Магомета расписали, что только держись. Почему нет стёба над синагогой, я спрашиваю? Там и дизайнить ничего не надо, вам 90 лет назад Фёлькишер беобахтер уже всё отдизайнил. Какая-то прям ссыкотная половинчатость. Не говоря о совсем уж мелочи – Олимпиады существуют для того, чтобы объединять людей, а не ковырять их болячки и глумиться над чудачествами, хоть индивидуальными, хоть групповыми. [...]

Даже те, у кого нет идейных или стилистических разногласий с авторами церемонии, поражены каким-то неожиданно убогим, колхозным уровнем исполнения. Плохо всё – от актёров и танцоров до примитивной машинерии и технологического косячества. Видимо, все инженерные французские умы нынче ушли на фронт, работать на глобальную войну. На технологии мирного времени никого не осталось. Вспомните лондонскую, пекинскую Олимпиады – небо и земля, рука-лицо просто.

Противникам режима церемония, наоборот, очень понравилась.

Юрий Маловерьян

У меня в лентах здесь и особенно в телеграме – много российских комментаторов определённой категории. Ну вот, им всем, кажется, церемония открытия Олимпиады совершенно не понравилась.
Это пошло и скушно, – объясняют они мне.
Всё-таки огромный эстетический плюс этой Олимпиады, что на ней нет России. Ну почти нет. Не будет смертного боя и поверженных злопыхателей во славу родины, не будет скулежа "нас засуживают". Ну, я, кажется, уже говорил.
А что до церемонии – вах!
Я поглядываю на эти церемонии открытия-закрытия 40 лет, с белых роялей Лос-Анджелеса. Только поглядываю, потому что это всегда действительно скучно, на мой вкус.
На эту тоже только поглядывал время от времени, но судя по тому, что видел – это самая классная церемония из всех, что я видел. Мощь, красота, сюр, человечность, модерн – и все это без обычной помпы. Ну почти. Очень особенная церемония, как мне показалось.
Там, я слышал, спортсмены уже жалуются на отвратительную организацию Игр. Может, врут. Открытие, во всяком случае, организовали очень здорово.

Другие блогеры не столько защищают церемонию, сколько обличают её идейных критиков или над ними насмехаются.

Андрей Лошак

Открытие парижской Олимпиады – это по сути декларация базовых принципов Французской республики, которые удивительным образом (все-таки больше 200 лет прошло) совпадают с актуальной повесткой woke-culture или воукизма (буквально "пробужденчество"). Впрочем, это не так уж удивительно, если понимать, что воукизм является естественным продолжением европейской гуманистической традиции, в основе которой лежит в том числе французская революционная во всех смыслах Декларация прав человека и гражданина. Споры вокруг церемонии открытия вновь демонстрируют разрыв между сторонниками прогрессивной woke-повестки и теми, кто за ней не поспевает, кто ментально застрял в патриархальном 20 веке и агрессивно сопротивляется неизбежным переменам, когда liberté – это не только индивидуальная свобода, но и ответственность за наиболее уязвимые слои общества, egalité – не только экономическое равенство (с этим по-прежнему плохо везде, включая Францию), но и равенство стартовых возможностей, без чего никакое fraternite невозможно. Разрыв обнажается всякий раз, когда возникают феномены воукизма типа BLM, metoo, Грета Тунберг и тд. Русскоязычную блогосферу в такие моменты буквально начинает корежить, как бесноватых на сеансе экзорцизма. К сожалению, власти моей родины, где на днях переименовали площадь Европы в площадь Евразии, изо всех сил пытаются оседлать и возглавить движение ретроградов, желающих повернуть время вспять. Воукизм с его идеей освобождения от насилия со стороны доминирующих в обществе групп не может не вызывать жесточайший баттххёрт у авторитарной власти, попирающей права и свободы граждан. Уже очевидно, что 21 век будет ареной борьбы этих двух лагерей, в которой ретрограды потерпят сокрушительное поражение в силу того, что от их идей смердит гулагом, к тому же они старше и обречены, как динозавры, на постепенное вымирание. Но борьба эта будет не на жизнь, а на смерть, и кровушки динозавры прольют столько, что мало никому не покажется (чудовищная война с Украиной – манифестация этой борьбы).

Михаил Крутихин

Критики великолепного и дерзкого карнавала, которым Париж встретил Олимпийские игры, – те же персонажи внутренне, что и патрули озлобленных старух в черных чадрах, которые отлавливают на тегеранских улицах женщин с "неправильно" покрытой головой и избивают их после задержания. Или те, кто тоскует о советских высокоморальных партийных "худсоветах". Один хрен.

Вадим Талис

Церемония открытия Олимпийских игр в Париже ещё не закончилась, но уже нарушила все законы Российской федерации.

Александр Рыклин

А почему Бастрыкин еще не возбудил уголовное дело против организаторов вчерашней церемонии открытия Олимпиады?
Там же целая огромная преступная группа! А состав преступления хоть половником черпай... Тут тебе и оскорбление чувств верующих, и вопиющая пропаганда ЛГБТ-сообществ... И это только то, что на поверхности.

Третьи напоминают про давние европейские традиции пародирования всего сакрального, и в частности, той самой "Тайной вечери".

Александр Черкасов

Laïcité, светскость, – четвертое, после "свободы, равенства и братства", основание Французской Республики. Четвертое по порядку, но не по значению: первые три отчасти обосновываются "светскостью".
"En droit, la laïcité est le "principe de séparation dans l'État de la société civile et de la société religieuse" et "d'impartialité ou de neutralité de l'État à l'égard des confessions religieuses".

Андрей Десницкий

Я не смотрел открытие олимпиады в Париже.
Но скажите, неужели оно было пошлее и вульгарнее, чем проза Франсуа Рабле?
Или вонючее, чем сыр рокфор?
Не верю.
Это ж Франция, на минуточку.
Не Тамбовская, при всём к ней уважении, область.

Ксения Лученко

Ну раз морализаторы и хранители традиционных ценностей начали ругать открытие Олимпиады, я решила кусочки посмотреть. Опять на те же грабли. Почти никто из комментаторов не понимает специфику французской иронии, самоиронии, юмора и сарказма. Некоторым, даже выросшим во Франции, нравственность мозги застит.
И хор отрубленных голов Марии-Антуанетты, и травестийная Тайная вечеря – это абсолютно в традициях классической французской культуры. Ну почитайте же Рабле, а заодно очевидным Бахтиным и карнавальной культурой можно полирнуть. Это очень талантливо, весело и беззлобно сделано. Очень современно и очень традиционно – то, что надо для таких мероприятий.
В мире не так много классических легко считываемых всеми сюжетов, и евангельские (как и история французской революции) безусловно – такая же часть этого банка узнаваемых аллюзий и форм, в которые заливается любое содержание, но это не про богохульство вообще, это про культуру настолько свою, настолько естественную, что с ней нет лицемерной дистанции и болезненной задетости. Не знаю, как объяснить, но просто Бог не велел нам быть серьезными, как террористы. Это праздник про жизнь, а не про смерть.

Андрей Мальгин

Кто-то в ленте, смотревший открытие парижской Олимпиады, написал, что его не покидало чувство, что это шоу поставил Сергей Курёхин.
Именно!
Мне очень понравилось. Дерзко, масштабно, с большим вкусом, с культурными аллюзиями. Настоящий постмодернистский фьюжн.
И в "Тайной вечере" (если это была она) не вижу ничего страшного. Это всего лишь была бы вариация на тему известного, даже банального изображения. Даже если это пародия на фреску Леонардо (а это не пародия), мало ли пародий на его картины мы видали. Да и сам Леонардо был изрядный богохульник.
А сколько было дискуссий, что на самом деле вместо Иоанна Богослова он в "Тайной вечере" изобразил женщину, которая была художнику симпатична. З.Фрейд целую книгу написал, доказывая, что все персонажи Леонардо – гомосексуалы.
Единственное, что я не понял: у них там всё так или иначе было посвящено Франции, ее истории, ее культурным приметам, а также истории Олимпиад. Причем тут миланская роспись Леонардо да Винчи? Почему все именно ее увидели в этом эпизоде?

Но не все противники скреп одобряют эпизод со столом и принимают аргументы про карнавал.

Иван Бабицкий

Открытие олимпиады в Париже: оказывается, там была сцена, пародирующая Тайную Вечерю, с каким-то персонажем неопределённого пола в роли Христа – потом туда ещё и Вакха прилепили. На эту тему много восторгов: Чувство юмора! Бахтин! Карнавал!
Я, конечно, спокойно отношусь к такому в частном порядке, но в данном случае это гниловатый юмор, прямо скажем. На официальной церемонии во Франции не может быть ничего, что аналогично задевало бы консервативных мусульман (или, скажем, геев, или женщин) – никто бы не рискнул устроить нечто подобное и объяснять, что это карнавал и где ваше чувство юмора. Устроители хорошо усвоили, что можно (и даже нужно), а чего нельзя, и развернулись – примерно как прогрессивные ораторы, обличавшие в советской печати американский империализм и расизм в Алабаме.
Когда люди с государственной трибуны смело шутят строго над тем, над чем смело шутить разрешено – это всегда выглядит одинаково.

Павел Шехтин

Говорят что в известной композиции в Париже ссылались вовсе не на Леонардо а на малоизвестную картину "Праздник богов" малоизвестного голландца 17 века из Дижона.
Если ты для массовых мероприятии будешь выбирать эзотерический ссылки на нечто, известное лишь узкому кругу искусствоведов, то и не удивляйся что публика увидит в нем привычное для себя, но не в этом суть. Суть что все равно получилось оскорбление святынь.
Обратите внимание на персонажа в центре картины, короля праздника. Прекрасный юноша подменен бодипозитивной бабищей, вместо бога света и искусств – они хотят представить нам ночную повелительницу хтони.
Идее гармонически-прекрасного места больше нет. Аполлновское начало считается токсичным, реакционным и пошлым, а то что до сих пор считалось пошлым и уродливым – возведено на пьедестал.
И не надо говорить про иронию и стеб, ирония состоит в снижении высокого, но что же для них "высокое"?

Но таких голосов в оппозиционном лагере довольно мало.

Анна Каретникова

Ой, ну всё, всё, Олимпийские игры всем своим открытием зашли не в ту дверь, российская пропаганда сладострастно наблюдает в щелочку и всем рассказывает (поскольку окно в Европу благополучно заколотили, все, разумеется, своих щёлочек наковыряли, но без грамотного перевода, как и я, не понимают). Я вот тоже не понимаю, не люблю, и даже боюсь карнавала. Я так выросла, что мне, может, нравится, когда все красиво под голос диктора в ногу маршируют (которые оппозиция – тоже, но они с другой ноги). При этом, правда, я смутно догадываюсь, что это – проблемы всё-таки мои, а не карнавала, и если он где-то происходит, то не имеет в виду меня напугать или оскорбить. Вот и я совершенно не хочу задеть чувств верующих, тем более – таких, к которым хорошо отношусь, – и я, например, чувствую, что мои приобретенные за жизнь и последние годы психотравмы (если они вообще бывают) во многом играют со мной злую шутку. Я вижу то, чего, скорей всего нет, я трактую так, чтоб сделать себе дополнительно больно, – это неспроста. Надо мне (а может, не только мне) больше самоанализа, чем оценки окружающих всяких явлений. Вот, кстати, это шоу, которое я-таки местами в записи посмотрела, там этот самоанализ удивительным образом есть.

Александр Баунов

Во-первых, ненужное сравнение: вот у нас в Сочи, а вот у них. В Сочи (а так же Лондоне, Рио и Пекине) было красиво, но странно было бы Парижу повторять уже сделанное, когда задача была не повторять.
Во-вторых, типичное для догоняющих обществ, в том числе для России стремление выложиться на людях по полной. В любую большую встречу с иностранцем вложить по-максимуму, всю нашу историю и культуру, всем доказать и рассеять всякие сомнения, чтобы наконец оценили и приняли. В то время как для стран вроде Франции или Британии встреча с иностранцем имеет гораздо меньшее значение. Эта встреча там происходит перманентно, они с нее и не уходили никуда, сами себе иностранцы.
В-третьих, характерное для автократий отсутствие самоиронии, боязнь показаться смешными. В сочинской церемонии было много красоты, но исключительно нежной к себе, возвышенной, патетической. В этом отношении лондонское открытие, которое тоже противопоставляют парижскому, имеет с ним больше общего – прежде всего не только эпическую и лирическую, но и ироническую работу с собственной историей и культурой. Вообще Лондон – гораздо более естественная пара для парижского открытия, чем Сочи или Пекин. Важно, что один из самых этатистских, государствоцентричных народов Европы произвел церемонию, настолько отделенную от государства и любования собой, – даже в том, как исполнили Марсельезу это было заметно.
Уже было верно сказано о карнавальном элементе, с самого начала сопровождающем французскую культуру, чей установочный, стартовый текст, энциклопедия французской жизни – роман Рабле, с наготой, срамотой, обжорством и переворачиваем сакрального. Вдобавок, из России этого не видно, но в Европе открытие игр совпадает с окончанием месяца прайда. Этот контекст никакое открытие не может игнорировать, только вступать с ним в диалог.
Наконец, неумение различать символическое и реальное. Часть российских зрителей бросилась защищать от западного варварства "Тайную вечерю" Леонардо – произведение, созданное западной культурой в конце XV века, когда ничего похожего в российских землях не могло бы ни появиться, ни быть понятым. Защищая от символического попрания чужое произведение, которому в данный момент ничего не угрожает, возмущенная часть общества достаточно спокойно отдает на буквальное физическое уничтожение лучшее российское художественное произведение того же XV века – Троицу Рублева, при том что в Европе XV век представлен многими десятками равновеликих (в том числе Рублеву) имен и тысячами произведений, а у нас их буквально наперечет – что имен, что вещей.
Характерное для архаического сознания помещение этики в область символического мы наблюдаем не только по отношению к паре "Вечеря" (символическая порча) – "Троица" (реальная порча, зато символическое поклонение).
То же самое касается всего разговора о том, что парижская церемония "безнравственна" по причине очередной бородатой женщины, поэтому "хорошо что мы этого не видели". Одновременно то очевидное обстоятельство, что благодаря действиям собственного правительства в этот самый миг этического взвешивания чужой олимпиады многие сотни тысяч людей живут без света, без питьевой или горячей, да без любой, бывает, воды, а зимой будут и без отопления, покинули свои дома, или попросту погибли, как чужие, так и свои, и кто-то, возможно, погиб прямо в момент "безнравственной церемонии" вопросов о нравственности не вызывает. То есть люди буквально не понимают, почему Россия не участвует, закрываясь привычными разговорами про чужую нелюбовь и недобросовестную конкуренцию.
Это всё – типичное для архаики смешение этического и сакрального, когда этика касается не людей, а символов и знаков. Безнравственной признается ироничная и лиричная церемония, свободно обращающаяся с национальной культурой под потенциальным огнем критики обладающих правами сограждан, а не, например, технически безупречное и подобострастное к национальным символам шоу, исполненное бессловесными рабами на северокорейском стадионе, к которому московский становится всё ближе.

Наталья Омелькова

Сшить в единое полотно историю, литературу, моду, политику, поп-культуру и только что прошедшие в стране выборы – открытие Олимпиады наделало вчера шума, и многие задаются вопросом о его символах и смыслах.
Олимпийскую эстафету от легендарного Зинедина Зидана принимает персонаж в маске – герой популярной французской видеоигры Assassin's Creed ("Кредо убийцы") – и не только. Это ещё и человек в железной маске, и призрак Оперы, и символ несущегося по миру призрака разрушения и смерти...
Стремится в небо трехцветная дымовая завеса – поднимается занавес грандиозного спектакля.
Часть первая , liberté – конечно же, про свободу быть собой. Изящное и вызывающее цитирование французских литературных шедевров под сводами Национальной библиотеки – и захлопнутая решительной рукой дверь как символ приватности всего, что происходит за дверями спальни. И в более широком смысле – в душе и голове.
Часть вторая, égalité, равенство – супершоу скандальной французской звезды малийского происхождения Айи Накамуры, живущей во Франции с двухмесячного возраста и получившей французское гражданство всего несколько лет назад, будучи уже обладательницей платиновых дисков, двадцати миллионов скачиваний (в месяц!) на спотифае, самой популярной франкоговорящей певицей в интернете, прославившейся благодаря соцсетям... равенство – и честный разговор об этом.
Часть третья, fraternité братство, рифмуется с четвертой – сестринство.
Сена – символ текучей, вечно меняющейся женственности. Сена, заменившая традиционный стадион, исторгает из своих недр незаслуженно забытых – и великих – женщин прошлого. Плавно поднимающиеся из глубины реки золотые статуи – это не безымянные девушки с веслом, как написали в каком-то посте.
Это памятники выдающимся дочерям Франции, жившим в 13-21 веках. Первая женщина-писатель (13 век), первая женщина-учёный, совершившая кругосветное путешествие, первая чернокожая женщина – выпускница Сорбонны... Последняя из золотых статуй изображает великую Симон Вей – гуманистку, благодаря которой в 1974 году был принят закон об праве женщин на аборт (да, женщина – не только биоинкубатор, скажу я, многодетная мать). Речь Симон Вей в Национальной ассамблее до сих считается образцом логики и красноречия.
Эти олимпийские игры, кстати – первые в истории, где мужчины и женщины участвуют в равных пропорциях. Прежде никогда такого не случалось (место женщины на кухне, да). Золотые статуи будут подарены Парижу, потому что ситуация с памятниками напоминает соотношение полов на олимпиадах в начале века – как будто мир всегда принадлежал только мужчинам... хотя – как будто сейчас нет.
Потом пришел черед французской festivité, когда можно смеяться над всеми – смех, в отличие от войн, не убивает (про эту часть шутят, что Франция решила сэкономить на гей-параде и провести его за счёт МОК). Скандальные и изящные крючочки, благодаря которым про церемонию говорит сейчас весь мир.
После фестиваля наступает obscurité – мрак, угрожающий поглотить мир. И в противовес ему – бессмертная IMAGINE, исполненная ангельским голосом Жюльетт Армане.
И вот уже скачет механический всадник апокалипсиса, неся олимпийский флаг, который поднимут перевернутым – как символ вставшего с ног на голову мира.
И идут черно-белые архивные кадры предыдущих Игр – tout ça pour ça ?.. и мертвая петля Ольги Корбут – можно ли высказаться сильней?
Олимпийский огонь из рук убийцы возвращается к спортсменам. Поёт Селин Дион. Взмывает над Парижем никого не обжигающее пламя.
Олимпизм – это не только спорт, но и культура.
Есть страны, где культура учит бояться зверя в себе и сковывать его – запретами, карами и – шире – страхом.
И есть Франция с её гуманизмом, который суть – вера в лучшее в человеке. И, как следствие, уверенность в том, что посмотреть в глаза своим демонам – это мега-способ приблизиться к лучшей версии себя.
Есть страны про страх.
Но Франция – это про бесстрашие.
Вчера нам показывали праздник свободных людей, товарищи. Свободных и бесстрашных.
И он удался.

XS
SM
MD
LG