Ссылки для упрощенного доступа

От Кореи до Карелии. Вадим Штепа – о российском судопроизводстве


Эта строчка из песни "Пикника" неплохо иллюстрирует абсурдную ситуацию с судебными решениями в нынешней России. В конце июля суд в Петрозаводске назначил мне штраф за участие в пресс-конференции "нежелательной организации" – Форума свободных стран постРоссии. Причем эта пресс-конференция состоялась еще в прошлом году и по тематике была посвящена очень далеким от Карелии тихоокеанским регионам.

Интересная деталь: хотя российский закон запрещает "нежелательным организациям" действовать на территории России, но на пресс-конференции я выступал онлайн и никакого отношения к территории России это интернет-мероприятие не имело. Но, видимо, российские суды теперь действительно согласны с фразой Путина, что "у России нет границ".

Это кардинальное отличие от судов даже советской эпохи. Тогда власти воспринимали эмигрантов как "отрезанный ломоть" и в большинстве случаев старались их просто забыть. Например, Сергей Довлатов в США мог в своих рассказах писать какую угодно "антисоветчину", но в СССР уже никому не приходило в голову заочно его за это судить.

Но сегодня, оказывается, даже тем, кто уехал от цензуры и репрессий, с точки зрения российских судов, все равно нельзя свободно излагать свою точку зрения. Сотрудники региональных "Центров по борьбе с экстремизмом" при МВД активно мониторят интернет и, если встречают у эмигрантов "антироссийские высказывания", подают в суд, который назначает штрафы или даже заочные тюремные сроки. Кстати, статус "иностранного агента" – это тоже изобретение постсоветского российского правосудия, при Брежневе его не было.

Я отделался еще относительно легко, сумма штрафа небольшая – 5000 рублей. И спросил у своего адвоката – стоит ли его платить? Она сказала, что в случае неуплаты суд может назначить еще более крупный штраф, и этот долг на мне повиснет и станет препятствием, если я вдруг решу выйти из российского гражданства.

Все, кому в этой жизни выпало несчастье получить российский паспорт, являются заложниками государства

Вот такая дилемма: с одной стороны, я не хочу платить российскому государству ни копейки, финансируя тем самым его имперскую войну. А с другой стороны – все, кому в этой жизни выпало несчастье получить российский паспорт, фактически являются заложниками этого государства. И если в советские времена оно само часто лишало диссидентов гражданства, то сегодня наоборот – выйти из российского гражданства очень сложно и дорого. Надо собрать огромное множество документов, исполнить все судебные решения и заплатить пошлину в размере около 300 евро. Причем если Россия не пожелает по тем или иным причинам выпустить вас из своего гражданства, эта пошлина не возвращается.

Вообще, Россия выглядит уже не только как страна – военный преступник, но и страна – международный грабитель. В том же Петрозаводске в июле состоялся суд о "геноциде советского народа" со стороны Финляндии во время Второй мировой войны. Этот суд – характерный для путинской России пример переворачивания истории. Финляндия там называется "союзницей нацистской Германии", но напрочь забывается, что еще в 1939 году СССР сам развязал против этой страны "Зимнюю войну". Тогда, согласно пакту Молотова – Риббентропа, Финляндия оказалась в "зоне интересов" СССР, который сам был союзником Германии. Но за упоминание этого исторического факта в нынешней России можно получить уголовный приговор.

Глава Карелии Артур Парфенчиков сообщил на суде, что в финских военных концлагерях в 1941–44 гг. погибло около 8 тыс. человек мирного населения. Но он не захотел вспомнить, что число погибших в советском довоенном ГУЛАГе в Карелии, начиная с Беломорканала, на порядок больше. Однако об этом в нынешней России тоже запрещено говорить: известный историк Юрий Дмитриев, открывший массовые захоронения жертв советского террора, сам посажен на 15 лет.

Финляндия выплатила СССР все военные репарации еще в 1950-е годы, но сегодня власти России (государства, которого в эпоху Второй мировой войны не существовало!) требуют от соседней страны новых "компенсаций" в размере 20 триллионов рублей (примерно 200 млрд евро). Похоже, в России действительно наступает финансовый кризис – экспорт нефтегаза стремительно падает, и власти нашли выход из положения, торгуя имиджем "жертв войны".

Это очевидная попытка "отомстить" Финляндии за ее вступление в НАТО. И явное распоряжение из Москвы – местные чиновники вряд ли по своей воле устроили бы это нелепое историческое судилище.

И наверняка можно предсказать продолжение подобных процессов в России. Очевидно, следующей "подсудимой" станет Германия – выяснится, что в Нюрнберге чего-то "недорешали", а суммы компенсаций здесь уже вообще представить невозможно. Потом засудят Францию за Наполеона и Польшу – за взятие Москвы в 1610 г. Но вот против Монголии, где стоит гигантский памятник Чингисхану, такой процесс вряд ли состоится. Потому что это геополитически противоречит доктрине "поворота на восток", да и китайских покровителей Кремля может ненароком обидеть…

Вадим Штепа – журналист и политолог, главный редактор журнала "Регион.Эксперт"

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции​

XS
SM
MD
LG